Чуть меньше года назад я написала
первую часть текста о Ракетном кризисе 1957-1962гг. Охват дат в данном случае совершенно осознан, потому что за отправную точку мы берем не события на Кубе, а решение о размещении в Турции ракет малой и средней дальности, принятое на встрече глав государств НАТО в декабре 1957г.
В апреле 1961г. Соединённые Штаты колеблются в вопросе отзыва ракет из Турции: военный переворот, нестабильное правительство и подозревающий что-то Н.С.Хрущёв не дают покоя Кеннеди.
Строго говоря, в открытых источниках нет информации о том, когда именно Хрущёв узнал о размещении ракет средней дальности в Турции. Некоторые авторы ссылаются на материалы XXII съезда (1961г.), во время которого он, якобы, говорил об этом, но я не нашла. В мемуарах же дат нет, кроме того, что идея о размещении ракет на Кубе пришла ему в голову в 1962г.
Но забудем ненадолго о Турции. Примерно в это же время США размещает еще две эскадрильи ракет - в Италии, на базе «Джиойя дель Колле», в Апулии.
Между и Италией и США по этому поводу было заключено Соглашение от 26 марта 1958г. Как свидетельствует запись беседы от 30 июля 1958г., (публикая Государственного департамента США:
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1958-60v07p2/d217) между Президентом США, госсекретарем Даллесом, Премьер-министром Италии Фанфани и послом Италии в США Манлио Брозио (который до 1951г. был послом Италии в СССР), премьер-министр Италии подчеркнул, что не хотел бы, чтобы вопрос размещения ракет стал «серьёзной политической проблемой, но оставался только делом военных». Он также упомянул письмо от генерала Ностада, Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, в котором последний запрашивал формальное согласие Италии на непосредственное размещение на её территории ракет средней дальности. Тексты как самого соглашения, так и писем не были рассекречены (см.ссылку выше).
Примечательно, что еще в январе 1958г., в беседе (публикация Государственного департамента США:
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1958-60v07p2/d204) между министром обороны Италии, Тавиани, и представителем Агентства антибаллистической обороны (Missile Defence Agency), Тавиани говорит о том, что во время заседания закрытой парламентской комиссии по обороне он будет избегать заявлений о размещении ядерного оружия в Италии, если это будет возможно. Но если ему будет задан прямой вопрос на эту тему, он сообщит о присутствии ядерного оружия в Европе, поскольку это известный факт. Тавиани опасался реакции итальянских коммунистов и представителей левых партий и был готов апеллировать к военной тайне в случае дальнейших расспросов. Тавиани так же подчеркивает, что речь идёт о снабжении вооруженных сил Италии ядерным оружием, а не о создании американской базы на территории Италии, и что, несмотря на то, что фактически ядерные боеголовки остаются собственностью США, управление и контроль над баллистическими ракетами будет осуществляться итальянской стороной.
В записи этой же беседы упоминается так же отказ Норвегии и Дании от размещения на их территории ракет средней дальности, а так же заявление Германии о том, что её близость к «железному занавесу» делает размещение такого оружия нежелательным.
Официальный Белый Дом, тем временем, разворачивает кампанию, посвящённую мирному атому и запрещению ядерных испытаний. В рамках нее подписан
Договор об Антарктике, среди прочего, запрещающий ядерные испытания на этой территории (подписан 1 декабря 1959, вступил в силу в 1961г. ), а в 1959-1960гг. Эйзенхауэр предлагает Договор о частичном запрещении ядерных испытаний (в 1963г. он будет принят при администрации Кеннеди как
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой). В 1961г., уже при президенте Кеннеди, между СССР и США заключено Соглашение Зорина-Макклоя, о согласованных принципах разоружения.
...в следующий раз действительно будет о Кубе :)