Продвижение христианства на земле, занятой басками было очень медленным процессом. В IX-м столетии нашей эры, в большинстве областей страны фактически было еще много язычников. В течение многих столетий, христианские миссионеры и их новая религия игнорировались обширной частью басков. В XIV-ом столетии число басков, обращенных в христианство, заметно возросло, но до XVII-ого столетия, нехристиан, живущих в этих областях, было еще достаточно много. Известно, что в 1609 контроллер, посланный из Бордо для проверки состояния христианской церкви на баскской территории, находящейся под французским управлением, сообщил, что шабаш ведьм часто проводился в церквях с одобрения, если не с участием местного священника. Большинство населения все еще практиковало религию, которая была смесью язычества и христианства. Такие сообщения вызвали сильную негативную реакцию во Франции и в Испании, которая приводила к систематическому разрушению баскской религии и культуры.
На этом с историческим экскурсом мы закончим.
Тезисно о конструкции мифологического мировоззрения басков:
1.Существует двойственность существ и миров:
естественный (berezko) -- сверхъестественный (aideko). Для первого нужны естественные инструменты, для второго - волшебство и магическая сила, которая связывает вещи (естественное) с их образом (сверхъестественным).
2. Имена - звуковой образ вещей, поэтому все, что имеет имя - существует: "Izena duen gutzia omen da", поэтому через имя ведьма насылает проклятье...
3. Баскам не свойственна традиция письменности и все знания о сакральном передаются устным образом.
4. Баски привязаны к культу дома, etxe [eche]. Дом не только место происхождения, но и храм, и кладбище, символ и центр общего пребывания живых и мертвых членов семьи. '"Etxekandere" или леди дома - главная жрица внутренних культов, и она выполняет некоторые ритуалы, связанные со смертью и обучением.
5. Баски придают женщине особый статус и питают к ней глубокое уважение, настолько большое, что согласно фуэрос выбор наследника падает на первого новорожденного, независимо от того, девочка это или мальчик.
6. До появления христианства дом использовался как семейное место погребения. Среди обычаев имеется запрет трижды обходить дом. Баскский дом считали неприкосновенным настолько, что он обеспечивал право убежища и неделимости.
7. В домашних культах к душам мертвых обращались с молитвами. Согласно широко распространенной вере души мертвых появляются в виде света, огней или порывов ветра, иногда как тени. Ночью они часто возвращаются в свой дом через подземные проходы.
8. Особое значение в мире басков имеют подземелья и пещеры - как места силы, проведения ритуалов и колдовских таинств. Подземный мир - место концентрации магии, характерной для баскского культа богини Мари.
9. Существуют ли ведьмы? Согласно народной поговорке, "Нельзя сказать, что они существуют, но нельзя сказать, что они не существуют".
10. Ведьмы есть двух видов женщины-ведуньи и гении-ведьмы, существа нечеловеческой природы.. "Sasi guztien ganeti eta odei guztien aizpiti" - "Выше всех шипов и через все облака!"
11. Параллельно с "подземной мифологией" существует и культ солнца, о чем свидетельствуют символы солнца - круги, свастики, цветы чертополоха, очень распространенные мотивы в баскском народном погребальном искусстве. Дольмены, ориентированные с востока на запад является доказательством культа солнца. «O Iruzki Saindia, eman zahuzu biziko etahilek argia» «Святое Солнце, дай нам свет жизни и смерти!» - говорят баски.
(популярный в качестве оберега чертополох)