Дом хрустальный на горе (с)

Feb 03, 2019 15:56

Если бы внутреннее убранство дома 8А на 21-й линии Васильевского острова сохранилось до наших дней, он мог бы стать настоящим музеем стекольной промышленности России. Потому что владелец его - Адольф Леонтьевич Франк - собрал в своем особняке лучшие образцы продукции витражной мастерской, по праву считавшейся жемчужиной стекольно-промышленной империи, которой он руководил вместе с братом Максимилианом.




Справедливости ради нужно сказать, что стекольная империя братьев Франк не была создана ими с нуля, а возникла в результате акционирования фирмы «М. Эрленбах и К°». Созданная в 1864 году, она в какой-то момент исчерпала потенциал развития, - потребовалось привлечение значительных средств, - в результате чего и возникло акционерное Северное стекольно-промышленное общество. Главой совета директоров компании стал Максимилиан Франк, которому принадлежало значительное число акций, а младший брат Адольф и его сын - членами правления. Таким образом семья Франков аккумулировала в своих руках контрольный пакет и получила право рулить новым АО практически по собственному разумению.

Разумения, между тем, было в достатке: привлечение акционерного капитала пошло на пользу делу. По всей России скупались и модернизировались старые стекольные заводы и строились новые, приобретались перспективные участки под песчаные карьеры, шла геологоразведка. Такой бешеной активности отечественная стекольная промышленность до той поры не знала. Всего за пару лет после создания компания практически вытеснила с российского рынка импортную продукцию: стекло, зеркала, витражи, сделанные в России превосходили европейские по качеству и были многократно дешевле. Качество изделий, стоит отметить, признавалось на международном уровне. На выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Стекольно-промышленное общество получило звание поставщика Императорского двора, на парижской выставке 1900 года - гран-при и Большую золотую медаль, на международной выставке 1901 года в Глазго - почетный диплом.

Ну, а потом грянул кризис перепроизводства. Обычное дело для тогдашней стадии развития капитализма: производители слишком активно удовлетворяли спрос, так что перебрали с предложением, - попросту затоварили рынок.

Стараясь как-то выкрутиться из сложившегося положения, братья Франк основали отдельную компанию, занимающуюся исключительно реализацией продукции - торговый дом «М. Франк и К°». Ей были переданы в аренду все магазины Северного общества и отданы все контракты на остекление. Где-то демпингуя, где-то ухитряясь подхватывать государственные заказы, договариваясь с конкурентами об ограничении выпуска стекла, Франки вывели из кризиса свое акционерное общество, а заодно и всю отрасль. А торговый дом постепенно разросся в новое АО - Санкт-Петербургское стекольно-промышленное общество. На первый взгляд, конкурирующее с Северным, а по факту, ведущее с ним одну игру.

К 1911 году практически вся стекольная промышленность Северо-Запада России оказалась под контролем семьи Франк. Во главе всех ключевых предприятий стояли их родственники, свойственники и друзья, так что обычные акционеры порой роптали на излишнюю семейственность бизнеса. Ну, а жемчужиной своей империи - витражной мастерской на Васильевском острове братья «рулили» сами. Собственно, рядом с ней и построил свой дом Адольф Франк, чтобы было проще контролировать все процессы. А построив, превратил в своеобразную «выставку достижений». Даже по черно-белым

дореволюционным фотографиям (стеклянные пластины для которых тоже выпускало одно из предприятий Франков) можно судить о том, насколько тонкой работы были витражи, украшавшие все помещения особняка - от парадной столовой до санузла. Самый же большой и роскошный из них - «Женщины, собирающие фрукты» - украшал кабинет хозяина.

К сожалению, ни один из витражей франковского особняка не сохранился. Зато образцы продукции мастерской можно найти в доме Зива, в церкви Смоленской Божьей Матери на Смоленском кладбище, в особняке Башкирова. Да и вообще, если вам в Петербурге попадется на глаза красивый витраж эпохи модерна, можно с большой долей уверенности предположить, что родом он из мастерской на Васильевском.

#история

Previous post Next post
Up