В последнее время очень интересная тема пошла в информационном пространстве. В относительно большом количестве (относительно полного нуля год назад) стали появляться статьи о том, какая гадость, признак упадка, проигрышная тема - это ваше крафтовое и домашнее пивоварение. Просто информационный тренд можно наблюдать. :-) Правда, вот в чем интересная штука: большинство этих текстов - переводные, из американских источников. Но подаются они без ссылки на, так сказать, местную специфику, а практически как абсолютная истина. :-) Ну, думается, никому не нужно объяснять, когда в США была крафтовая революция, и когда у нас? Две большие разницы по времени, мягко говоря.
Вот, скажем,
очередное такое откровение. Общий посыл сводится к тому, что постоянство вкуса продукции пивоваренных гигантов - это намного большее чудо, чем все гастрономические чудеса, демонстрируемые "пивными фокусниками" - крафтовыми пивоварами. Иными словами, «явное постоянство Budweiser в десятках миллиардов бутылок и банок - это чудо техники, и даже самые капризные мини-пивовары втайне испытывают восхищение по этому поводу». И вообще, бир-гики смешны, домашнее пивоварение - это тупо, а все продвинутые парни пьют "Миллер".
Или, к примеру, мнение весьма продвинутого блогера и моего доброго френда по Фейсбуку Николая, чтоб он был здоров: "
выросший из анекдота "не паленая водка, а - крафтовая", этот временно модный сегмент пития готовится обрушиться на регионы. И в случае, если реальные доходы населения позволят его там продавать - какое-то время это будет получаться. Если повезёт. Но в то, что сломать провинциальные тренды удастся в большом масштабе - я точно бы не надеялся. В спальных районах городов-миллионников пивные розливушки в баллоны у дома - лидеры покупательских предпочтений. Ибо. Цена. Представить же, что те же нижегородские рабочие после работы или местная говно-интеллигенция (где с понтами и пафосом вообще все нормально, ибо комплексы) на тусовочке пьют "крафт" - невозможно. Видел как эту тему уже пытались поднимать местные. Туго. Вато. Сдувается пузырь крафтовой шняги, короче".
Ну, а если и правда, разобраться. В чем тут дело-то? Может, и правда, крафт сдувается?
Смотрим на циферки. За минувшие 5 лет объем продаж крупных пивоваренных компаний упал вдвое. Вдвое, Карл. При том, что рынок крафтового пива подрастает на 20-35% ежегодно. По 2016-у году я циферок не нашел, но по 2015-у как раз 35% в плюсе и уровень производства в 4,2 миллиона дал в год. Это цифра весьма нехилая, если учесть, что мощности питерского Хайнекена - 6-7 миллионов дал. Цифры за 2016-й еще официальной нет, но тоже что-то порядка 20-25% прироста в наличии будет. Это на 40 без копья пивоварен, да еще на невесть сколько контрактников, не говоря уже о домашниках, варящих в пределах до полутонны за варку. То есть как-то непохоже, что крафт уходит на минус, не так ли?
Теперь давайте подумаем, а отчего же так происходит?
А происходит это по двум основным причинам.
Во-первых, крафтовые пивовары уводят у пивгигантов премиум-сегмент. Да, понятно, что, как любят подчеркивать апологеты промышленного пивоварения, потребитель голосует кошельком, а потому постоянные многотысячетонные продажи лагеров кагбе намекают на то, что это пиво остается самым популярным в мире. Вот только одна деталька тут выпадает из паззла: лагер остается самым популярным в массовом сегменте. А премиум и супер-премиум из-под рук у пивгигантов уходят, как вода сквозь пальцы. Почему? Потому что тотальная унификация и стремление к удешевлению производства до добра не доводят. Тут сразу же хочется напомнить ситуацию, сложившуюся к 2010-2012 году: на прилавках десятки сортов пива, а пить тупо нечего, потому что единственное, что ты можешь сделать, - это выбрать из огромного числа евролагеров такой, в который не нафигачено кукурузы, риса, гумиарабика и пр. На этом выбор заканчивался. Не могу, кстати, не признать, что на этом фоне "Балтика" №№ 4, 6 и 8 выглядела просто по-королевски. Положение, как вы помните, спасали немногочисленные пивоварни при ресторанах. "Карл и Фридрих", "Град Петров", "Градус Фаренгейта" на этой волне поднялись очень нехило, потому что пиво, отличающееся от евролагерного стандарта, заполонившего все магазины, можно было отыскать практически только у них. На этой же волне поднялась и "Василеостровская пивоварня", варившая на ту пору пиво, конечно, не супер-разбора, но на общем фоне выделявшееся и откровенно вкусное. Так вот. Уходящий от пивгигантов премиум-сегмент - это и есть значительная часть прироста у крафтеров и упадка у транснационалов. В масштабах отдельно взятой страны, разумеется. Именно поэтому пивоваренные компании с мировым именем бегом кинулись догонять рынок, с той или иной долей успешности делая ставку на "псевдокрафт".
Во-вторых, как можно видеть за последние несколько лет пивоваренный рынок начал сжиматься в принципе. Ну, опять-таки, обращаясь к цифрам за 2015-й год, мы с вами увидим солидное такое падение что у Хайнекена (9%), что у "Балтики" (17%). И это не потому, что у них кончились дрожжи, солод и хмель, а потому, что рынок - штука квазиживая, дышащая. И сейчас как раз период спада. Ну, откровенно перенакачали его пивом за начало 2000-х, так что "обратка" была вполне себе ожидаема, и вопрос был только в том, когда она наступит. А на фоне общего ухудшения экономической обстановки и снижения покупательской способности населения это просто стало чуть более заметно. А что же крафтовые пивовары? А крафтовики оказываются на коне за счет того, что их много, список точек реализации постоянно расширяется, и вообще развитие идет экстенсивным путем. Пускай в каждой отдельной точке продажи и проседают, но зато их число растет с такой скоростью, что "просадка" эта не просто компенсируется, а делается вообще незаметной.
Проще говоря, крафтовики самым банальным образом растащили всю колбасу с бутерброда, который пивгиганты привыкли кушать на завтрак. В результате самое вкусное - премиум-сегмент - достался именно им. При этом гиганты не то, чтобы голодают, но не наедаются, потому что осталась одна булка, да еще и по краям рассыпающаяся в крошки, а крафтовые пивовары пируют, потому что им этой самой условной колбасы хватает за глаза. :-)))
Ну, а что же тогда с регионами? Может быть мой коллега прав, и в регионах крафт не приживется? Ну, просто потому, что пивоваренный премиум-сегмент не может прижиться на почве, пропитанной средством для ванн "Бояра"?
А вот тут вот все очень неровно и везде по-разному. Скажем, упомянутая мной уже выше "Василеостровская пивоварня" присутствует в 57-и регионах. "Волковская" представлена едва ли уже. И можно тридцать три раза поправить меня, что, де, это не крафт, а "крафти", но суть-то дела от этого не меняется. Что же до местных производителей, - то тут все очень просто. Там, где есть местные пивоваренные заводы, закрывающие нишу, - крафтовиков либо нет совсем, либо раз, два и обчелся. Вот, скажем, что-то не слышу я про обилие крафтовиков в Твери, где "Афанасий" работает, или в Нижнем, где Лыськовский пивоваренный варит. Ну, "не растет кокос" там, где и без того с пивом неплохо. А вот там, где местные пивоваренные взяты в оборот пивгигантами, диктующими, что обыватель будет наливать себе в кружку, - там как раз крафт цветет пышным цветом. И чем сильнее затоварен рынок однообразной продукцией, тем больше на крафт спрос. Причем пиво-то все местное, не привозное, пивовары - свои, рецепты - свои. И потребитель на них находится. Не все же, - согласитесь со мной, - "Бояру" хлебают. :-)
Остается, пожалуй, только один вопрос: есть ли у крафта будущее?
Ответ, собственно, простой и незамысловатый: вне сомнения есть. Название "крафт", намозолившее глаза, языки и уши, вне сомнения, отвалится и забудется, потому что оно глубоко искусственное. А вот само "ремесленное" пиво, которое варят по оригинальным рецептам, единичными варками в малых пивоварнях, останется. Если говорить о Петербурге, то я вполне вижу сценарий, по которому все будет развиваться дальше. Постепенно из четырех, а, может быть, и более на ту пору, десятков пивоварен отомрет примерно половина. Оставшиеся укрупнятся, усилят позиции, да отхомячат у игроков первой лиги солидный шмат рынка - процентов этак до 30-и. Учитывая, что контрактные пивовары никуда при этом не денутся, на разнообразии сортов эти перемены скажутся едва ли. Напротив, пиво малых пивоварен будет становиться все более качественным и профессиональным. Появится четкое разделение на эконом-класс, премиум и суперпремиум. Могу предположить, что этак году к 2025-у эта система как раз и сложится. Собственно, она уже складывается, учитывая, скажем,
осеннюю новость про AF Brew.
Вот такая вот получается картинка.
Разумеется, этот текст не претендует на какую-то серьезную аналитичность, и вообще это - зарисовка в духе "я так вижу". Но вижу я именно так. :-)
PS. Кому-то может показаться, что я принципиально не люблю лагеры и тех, кто их производит. Так вот, по этому поводу должен сказать - отнюдь. Добротный лагер - это то, что называется дурстдурхлёхер. Жаждоутолитель. Запивка почти к любой еде. Пиво именно как питье. Но, не могу не подчеркнуть, что лагеры, с которых начинала компания Карлсберг, то пиво, которое пили наши прадедушки, были не в пример интереснее и вкуснее, чем то, что мы можем найти на прилавках сегодня. Ха! Да если бы нынешний лагер был такой, как "
Ребрю", - я бы его каждый день пил. :-))
PPS. Ну, и картинка. Просто чтобы в посте была картинка. :-)