Твердыня на Волхове

Aug 16, 2024 16:44

Сказать с уверенностью, когда на высоком мысу при слиянии с Волховом речки Ладожки появилась первая крепость, практически невозможно. Тем не менее, принято считать, что было это в 753 году, во всяком случае, не позднее. Ну, а что до точной даты, то ее выбрали практически наобум, и теперь день рождения Старой Ладоги отмечают 15 августа.


(с)???

По историческим меркам времена, когда Ладога была вовсе не Старой, а единственной, и числилась не селом, а вполне самостоятельным городом, отстоят от нынешнего дня не так уж и далеко. Мало того, на протяжении столетий она играла, по сути, ту же роль, что в петровские времена - Санкт-Петербург. Нет, столицей она не была никогда, но городом, стоящим на самом краю русских земель, ключом к их воротам служила практически с самого начала. И первые летописные князья Руси понимали это очень хорошо.

В правильном месте
Ныне доподлинно неизвестно, был ли Рюрик норманном, или происходил из наших же порубежных земель, да и относительно его легендарных братьев Синеуса и Трувора тоже есть большие сомнения, - существовали ли они на самом деле. Но в том, что, приняв власть над Новгородом со всеми его окрестностями, он в первую очередь отправился именно в Ладогу, сомнений нет. Уж больно удачно располагалась здешняя крепость, - недалеко от устья Волхова, сразу за крутой излучиной, так что направляющиеся в Новгород корабли миновать ее не могли, выходя под ее стены неожиданно для ведущих их кормчих.

Поселение вокруг крепости, которая очень скоро из деревянной стала каменной, начало разрастаться и вскоре выросло до сотни дворов, так что по тогдашним меркам это был уже город. Похоже, именно отсюда стартовали экспедиции Вещего Олега на юг, закончившиеся расширением территории княжества до самого Черного моря и взятием под контроль пресловутого пути из варяг в греки. Если верить новгородским летописям, где-то в этих же краях покоится и сам Олег, согласно легенде, принявший смерть от собственного коня, а, точнее, от гробовой змеи. Со змеями, кстати, в ближайших окрестностях, и правда, дефицита не наблюдается.

Бурная биография
У крепости, стоящей на самом рубеже, судьба спокойной быть не могла в принципе. Ее то разрушали, то возводили заново, то осаждали, то захватывали, так что боевая биография ее в следующие шесть столетий оказалась весьма насыщенной. В 997 году ее разрушил и сжег ярл Эйрик Хаконарсон - будущий норвежский конунг. В 1019-м ее, отстроенную заново, получила, выйдя замуж за нашего Ярослава Мудрого, в качестве свадебного дара Ингигерда, дочь другого норвежского конунга - Олафа Святого. Крепость многократно осаждали шведы, один раз - взбунтовавшиеся не то финны, не то ижоры, а под конец, в 1610-м, во времена Смуты, захватили французы.

Далековато от родных земель занесло подданных его августейшего величества Людовика XIII Справедливого - отряд наемников под командованием Пьера Делавиля де Домбаля. По нынешним временам отряд был небольшой - шесть десятков всадников, тридцать пеших мушкетеров и около тридцати слуг, но по тем временам и это было немало. Формально служили они шведскому королю и входили в корпус генерала Якоба Делагарди, отправленного на помощь правившему в то время в Москве Василию Шуйскому, чтобы противостоять польским захватчикам. Однако вскоре Шуйского свергли, у власти оказался кружок влиятельных аристократов - Семибоярщина - принявший решение «лечь» под Польшу, а от выполнения договоров, заключенных прежним правителем отказаться. Тогда Делагарди решил послужить своему королю как следует и оккупировать все, что подвернется под руку. Собственно, вот так вот отряд Пьера Делавиля де Домбаля и оказался на волховском берегу. Однако, что-то пошло не так, и французы попусту просидели в захваченной ими фортеции семь месяцев, пока их не вынудили уйти прибывшие под стены Ладоги новгородские войска.

Последний захват
Впрочем, вскоре в эти края прибыл сам Якоб Делагарди, захватил Новгород, «убедив» новгородцев признать царем шведского принца, взял крепость Орешек, переименовав ее в Нотебург, и, разумеется, опять оккупировал Ладогу. Шведы оставались там целых шесть лет - до Столбовского мира и даже еще немного после.

Завершил историю города Ладоги тот же, кто избавил его от дальнейших эпизодов, связанных с войной - Петр I. В 1704 году, «счастливо разгрызя» Орешек, захватив Ниеншанц и прочно утвердившись на невских берегах, он перестал нуждаться в сторожевой твердыне на Волхове и отправил ее «на пенсию». К имени ее было добавлено заслуженное, но обидное «Старая», а статус города и право на собственный герб она потеряла, превратившись из города в большое, богатое, но всего лишь село. Начался новый виток истории, в котором ей просто не было места.

#история

Previous post Next post
Up