Jan 15, 2015 15:39
Кризис российского образования не то набрал полную силу, не то я оказался по ту сторону баррикад и теперь могу видеть современных студентов со стороны. Поверьте, к такому жизнь меня не готовила. Я не идеалист, но не думал, что люди не могут связать и двух слов на зачете. Не умеют работать в компьютерных программах. При том, что компьютером пользуются едва ли не с детства. Но оценку - им надо. Желетельно - высокую. А если оценки нет, или оценка плохая - то преподаватель априори попался вредный и сволочной.
В прошлом году я поражался людям. Задавал разные вопросы на экзамене по теме предмета, затем - уже не по предмету, а по социологии в целом, постепенно снижая предъявляемый уровень. Когда осталось несколько хвостистов, одному из них я задал вопрос: каких социологов Вы знаете? Ответом мне было молчание. И удивленный взгляд.
Но в прошлом году совсем уж плохих студентов было не так много - всего 4-5 человек на группу. В этом же - творится какой-то ужас. Практически вся группа примерно равна по знаниям (или, точнее, по их отсутствию). Хотя мой курс стал более структурированным, в нем появились конкретные алгоритмы рассчета различных параметров для статистического анализа. И на парах некое понимание между мной и студентами присутствовало, но на зачете - нет.
Одним из первых тревожных звоночков был плагиат вместо порученного задания по написанию некоего подобия аналитического отчета результатов исследования. При этом не просто плагиат, а плагиат из журнала, где я являюсь заместителем главного редактора. Для горе-авторов это был провал.
Зачет был еще более фееричен. Двум девочкам студенткам я задал вопрос о том, каким методом они обработали множественные ответы. Оним мне отвечали, что "вбивали циферки в какие-то категории". А методов - всего два. Дихотомический и категориальный. Сопоставляли они долго. В результате я не выдержал и высказал соображение, что этот случай весьма похож по содержанию на вопрос о том, кто воевал с русскими в русско-японской войне. И на свою беду спросил, кто же с ними воевал. Но, как ни удивительно, не получил ответа! Через несколько секунд тишины и ступора, мне стали объяснять, что историю группа сдала еще на первом курсе, причем весьма удачно. Доказывать, что я уже начинаю валить студентов не по теме предмета, беспредельничать. Правильный ответ был получен только после того, как я повторил вопрос.
Друзья мне уже предлагают заказывать табличку на дверь с надписью "Сергей Садистович". А студенты, заходя ко мне на зачет, едва ли не с порога говорят о том, что могут дать расписку примерно следующего содержания: "обязуюсь не работать в социологической отрасли". Расписки брать пока не стал, хотя стоило бы. Одна студентка мне несколько раз прямо в глаза заявляла, что она тупая, ничего не понимает и не хочет понимать. Но зачет ей нужен. Другая причисляла себя к низкочастотным людям, находять под впечатление от просмотра какого-то неизвестного мне фильма "Частоты". Третья - рассказывала истории о том, что она вот уже как восемь месяцев кормящая мать, ничего не успевает делать и т.д. Наверное, от меня теперь уже и молоко портится у кормящих матерей. Четвертая мне продекларировала, что она работает, причем работает в другом городе, а это - уважительная причина. Именно поэтому пропуски она отрабатывать не собирается. Да, говорю я везде о очниках, индивидуальных планов у них нет.
А уж сколько было причин не приходить вовремя ко мне на зачет. То упадут, бедные, стукнутся головой. То ножку ушибут, дойти не смогут. То морозы на улице страшные, а дорожка дальняя, билетов на автобусы нет. То программка из интернета не качается, с которой надо работать, то не запускается. Кругом одни страхи, каждого студента надо пожалеть.
В конце концов, люди-то это определенно хорошие. Были бы плохие - их отчислили бы раньше. А так - и активисты, и массовики-затейники. Ну вот не сложилось с моим предметом. И за хороших людей ведь и просят хорошие люди, достойные. За плохи бы не просили, но за хороших - просят. Ведь если зачета не будет - не будет и допуска к экзамену. А без допуска к экзамену - не будет и стипендии. А хороших людей без стипендии оставлять нехорошо.
Кризис российского образования дошел до лучшего вуза Мордовии. Студенты не идут сюда за знаниями. Они идут за корочками. Я - в состоянии когнитивного диссонанса. Кризис российского образования добрался до моих нервных окончаний.
образование,
преподавание,
университет