ЛО: прогулка от Лебяжьего до Соснового Бора по берегу Финского залива (июнь 2021)

Oct 24, 2022 23:57

Макс и Женька Лавровы в самом начале июня прошлого года организовали двухдневную "орденскую..." вылазку на море. Планы были следующими: 1) пройти фрагмент "тропы Южного Берега" от Лебяжьего до Соснового Бора, отклоняясь от трека когда угодно и где угодно, по пути переночевать с палаточками где-то на середине маршрута, 2) купаться (да, мы - смертнички), фоткать природные красоты (лебедей и чаек, валуны, песчаные пляжи и обрывы - одним словом, всё то, чем так богата приморская часть родной Ингрии и за что мы её так сильно любим), маяться всякой дурью - по погоде и настроению, и 3) полночи просидеть у костра - по погоде и наличию ресурсов.

Начался наш поход с совершенно внезапной фигни: Женька с нами не поехала :( Итоговый "орденский" состав был следующим: Макс с Верой, Денис, Троль, Юрьич, ну и ваш покорный слуга, он же автор простыни, которую вам сейчас предстоит прочесть...

Сразу оговорюсь, что все мы жутко обленились за последние лет десять. Видимо, сказывается стукнувший большинству "орденцев..." пятый десяток (прости, Вера, это не про тебя). Приближающаяся старость - она такая... Вместо вечера пятницы мы выехали из города не очень ранним субботним утром, и более-менее уверенно встали на маршрут только в районе 11 часов утра. Не обошлось без посещения лебяженского станционного магазина и покупки пирожков, ну да на такие вещи мы всегда были падки, тут возраст как раз не при чём :)

Спустившись от станции к "Поляне Бианки" (59.968407, 29.406938), мы вышли к морю и пошли на запад по берегу. Было жарко, хотелось купаться, но штормовые выбросы на берегу настолько воняли тухлыми водорослями, что до купания дело дошло только после красногорского обрыва, когда пляжик (59.973593, 29.370772) стал пошире, почище, и на нём появились другие купальщики и загоральщики. Залив здесь такой же мелкий и мутный, как и везде, зайти глубже чем по пояс не получилось, но штормовых выбросов почти не было и воняло не так сильно, как в Лебяжьем. Слегка освежившись, мы продолжили нашу прогулку. Помимо редких купальщиков и загоральщиков, компанию нам составляли исключительно чайки да плавающие на некотором отдалении от берега лебеди и корабли :) Эффект от купания прошёл почти сразу же, но в ближайшие несколько часов желания залезть в залив ни у кого не возникало. Пляж снова сменился обрывом, на который мы и вскарабкались в районе мемориала форта "Красная Горка" (59.976045, 29.342147).

После мини-экскурсии по приморской части форта (т.е. бегом, аки лоси, не снимая рюкзаков) мы свалились обратно к морю и некоторое время пробирались вдоль берега среди каких-то лодочных сараев (59.976175, 29.316086) совершенно непотребного вида. Когда тропа вдоль морька окончательно сошла на нет, а оное морько практически исчезло из виду среди зарослей тростника, Макс виртуозно нащупал на берегу какую-то своротку, ведущую на юг, и вывел всех нас к морскому арсеналу (59.973966, 29.301542) - с забором, колючкой и широченной, хорошо простреливаемой, полосой безопасности. Успешно миновав опасное место, мы вышли на неплохую грунтовочку, идущую в сторону мыса Серая Лошадь и одноименного ему форта. Дорожка эта петляет вдоль берега на некотором от него отдалении, и предназначена для заброски к многочисленным местным рыболовецким базам. Грунтовочка была всем хороша, кроме адского количества комаров. Их было столько, что любая остановка на дороге была смерти подобна :( После Чёрной Лахты комаров стало ещё больше, и Макс принял решение уходить с дороги и возвращаться на берег.

От мыса Песочного (59.983136, 29.250633) мы снова шли берегом. Наши запасы воды, взятые из города, к этому моменту окончательно иссякли. Жутко хотелось пить, но пить было нечего :( К пяти часам дня мы доползли до Серой Лошади и вышли к дальномерному посту форта (59.991026, 29.222077). Вояки, вернувшиеся на погранзаставу (бывшую?) несколько лет назад, позволили нам пройти по закрытой территории и не делать обхода по лесу, за что им респект и уважуха :) Наскоро осмотрев укрепления (59.990551, 29.212724) форта "Серая Лошадь" (я тут был, например, впервые - во время очень-очень давней велопокатушки мы с Алёнкой проезжали по мысу, но на сам форт не заезжали), мы продолжили наш путь в сторону посёлка Шепелёво. Часть пути шли по берегу, часть - по грунтовке, часть - по шоссе. Примерно в семь вечера мы были в Шепелёво. Закупившись водой в местном "Магните" (59.974810, 29.156241), мы пошли искать место для ночёвки. Поплутав в районе (бывшего?) рыбокомбината и ничего приличного, кроме красивого ручья с водопадиком (59.977680, 29.140371), там не обнаружив, мы приняли решение идти ставиться в бухту Батарейную.

Субботним вечером в Батарейной было не протолкнуться :( Шашлычники, кемперы, люди на небольшой парусной яхточке, квадрики - и машины-машины-машины. Музон, шашлычная вонь, грязь :( Немного потолкавшись среди человеческого моря, мы ушли на мысочек напротив бухты (59.978694, 29.118231) и встали там на плоском каменистом участке. С одной стороны у нас была бухта, заполненная машинами и человеками, а с другой - открытое море, шикарный закат, валуны, лебеди, чайки и контейнеровозы, везущие что-то из Европы в Петербург. К маяку (59.985697, 29.127047) не ходили: поужинали, полночи проболтали, и продрыхли потом до десяти утра :)

После общей побудки выяснилось, что Троль рано утром метнулся в магазин в Шепелёво и принёс ещё воды и еды. После завтрака мы отправились в сторону Соснового Бора. Юрьич уже через полчаса после старта решил, что с него хватит, и убежал на остановку в Шепелёво - ловить маршрутку до Автово. Все остальные прошли маршрут до конца :) Между Шепелёво и Сосняком шоссе проходит совсем рядом с берегом, и потому все пляжи и леса плотно обсижены народом. Море здесь чище, а лес - суше, чем восточнее Шепелёво, на берегу есть несколько крупных стационарных турбаз. Повсюду стоят машины, люди загорают и купаются. Мы тоже пару раз купались и вообще никуда не торопились. К трём часам мы доползли до южной границы Липовского пляжа (59.917955, 29.043233), вылезли на шоссе в Ручьях, поймали автобус и доехали на нём до Соснового Бора. Полтора часа на электричке - и мы дома :)

Красногорский обрыв.

Пляж посёлка Красная Горка. Мы только-только стартовали, а уже хочется купаться...

Чайка на гнезде.

Фекально-дендрологические постройки на берегу.

Интересный осколок валуна. Интересно, чем (и зачем) можно добиться такого эффекта?

Драма в четырёх частях без пролога и эпилога...

Вот где-то тут, между Красногорским обрывом и фортом "Красная Горка", мы и занырнули в залив :)

Вода мутная, но воняет уже не так сильно, как в Лебяжьем.

Мемориал форта "Красная Горка", памятник Таллиннскому прорыву 21-30 августа 1941 г. В конце августа 1941 года во время эвакуации Балтийского флота из окружённого с берега Таллинна в Кронштадт за неделю была потеряна примерно треть Балтфлота...

Аллея с пушками.

Братская могила военных моряков.

Обрыв у форта "Красная Горка".

Самый высокий участок берега на южном берегу Финского залива.

Мини-экскурсия по форту.

Юрьич на обрыве.

Место, определённо, стратегическое: отсюда весь залив - как на ладони.

Под фортом "Красная Горка" песчаный пляж сменяется тростниковыми зарослями.

Лебеди и сухогрузы - ингерманландская классика.

Участники прогулки. Максим и Вера.

Ну и Макс ещё раз, с моим объективом, вместо которого для этих фоток я прикрутил 105-мм. Пусть в посте будут два Макса вместо одного Юрьича, потому что нефиг дрыгаться, когда тебя снимают вблизи на 105-мм объектив :)

Денис.

Троль. Ему жутко не понравилась эта фотка, хотя для Троля, уверяю вас, она как раз вышла более чем удачной :)

Валуны мыса Песочный.

И снова лебеди и сухогрузы :)

Обломки маяка. То ли подорвали, то сам рассыпался от возраста.

Форт "Серая Лошадь", правый фланг.

Плоское море и северный берег вдали.

Левофланговая батарея "Серой Лошади".

Орудийный дворик.

Ещё один, расчищенный.

Дальномерный павильон на правом фланге, разрисованный патриотическим граффити сомнительной художественной ценности.

На мысу Серая Лошадь.

Залив Графская Лахта: плоско, песчано и очень мокро. Автомобильных подъездов нет (одинокий квадрик - не в счёт), купальщиков-загоральщиков, соответственно, тоже.

Очень, очень мокро!

Целое озерцоо болотной водицы между пляжем, по которому мы идём, и берегом.

Без запасов воды идти слегка тяжеловато...

Шепелёвский артефакт.

Сумасшедшая яблоня, растущая примерно в точке 59.979636, 29.142289.

Цветёт так, что даже листьев не видно!

Водопадик на ручье, вытекающем из Горовалдайского озера.

Вечер в бухте Батарейная. Не тихий, не спокойный, и не умиротворяющий...

Вера идёт мыть посуду :)

Закаты над Суоменлахти.

Доброе ингерманландское утро!

Мы ночевали вооон там, на самом кончике мыса. Встать у всех на виду, испортив всем обитателям бухты закатный пейзаж - done! :)

Мол в Батарейной остался от станции заправки подводных лодок, существовавшей здесь с 1950-х до 1980-х гг. Заправляли их жидким кислородом, по молу шли трубы для его подачи на лодки.

Территория была закрытой до начала 2000-х, сейчас Ленобласть мечтает выгнать отсюда отдыхающих и построить в бухте очередной порт - то ли для перевалки удобрений, то ли, по последним данным, для перевалки зерна.

Шепелёвский маяк.

Озеро на мысе Каменный - небольшой замкнутый мирок, плотно заселённый чайками.

Первые дни июня - ива уже пушит.

А шиповник ещё только зацветает.

Бухта Кандикюля. Здесь плоско и мокро, полно гниющих водорослей, но народ всё равно купается и загорает.

Несколько напрягают нивелиры, расставленные по пляжу. Ох, не к добру это!.. :(

На песке - плотная корка полусгнивших и полузасохших водорослей.

Впереди - мыс Осиновый.

База отдыха "Кандикюля". Проход от мыса Осинового в сторону Соснового Бора свободный, никто и слова не сказал.

Выглядит совково, но таки уютненько.

Со стороны Соснового Бора база охраняется такими вот воротами, стоящими в лесу. Подъезда к ним нет :)

Липовский пляж. Вода вся в сосновой пыльце, но народ это не останавливает. Мы выбрали местечко почище и тоже закупнулись.

Над дальним лесом торчит грандиозный недострой "НИИ оптико-электронного приборостроения" под названием Большой Универсальный Стенд "Вертикаль". Там должны были проводить испытания разнообразной космической оптики, но как-то не сложилось...

Ломоносовский район, Россия, Сосновоборский городской округ, Ленинградская область, фото