Питер: Фарфоровский пост, часть 1 - под снос (апрель 2020)

Dec 12, 2021 18:15



Нетуристический Петербург крайне разнообразен. Иногда мне даже кажется, что он гораздо разнообразнее начищенного до блеска "Петербурга туристического". И Фарфоровский пост - одна из самых интересных точек этого Петербурга... которую видел примерно каждый из приезжающих в Петербург по железной дороге из Москвы. Кто-то из вас точно разглядывал в окно дневного "Сапсана", медленно ползущего по Питеру, несимметричный вокзальчик или дореволюционные красно-охристые домики рядом с платформой - в зависимости от того, на какую сторону смотрел. Кто-то без труда вспомнит длинный четырёхпролётный путепровод, нависающий своими арками над сортировочной станцией на подъезде к городу. А кто-то сквозь полузадёрнутые шторы успевал мельком увидеть огоньки за окном, и услышать от попутчиков "Коль, одевайся скорее! Уже "Фарфоровская", пять минут до города, а нам ещё бельё сдавать!"


Платформа "Фарфоровский Пост" появилась на Николаевской железной дороге в 1893 году. Судя по старым картам, первоначально она располагалась восточнее многочисленных путей сортировочного парка. К началу XX века стало понятно, что такое размещение пассажирской станции, страшно удобное для жителей деревень на берегу Невы и работников тамошних заводов, но мешающее бесперебойной работе сортировочной станции, требует корректировки. В 1906-12 гг. основной ход железной дороги Петербург-Москва был смещён западнее сортировки. В этот же период вокзал "Фарфоровского Поста" был отстроен на новом месте, у вокзала были установлены новые деревянные платформы, а рядом со станцией был заложен посёлок для работников Николаевской железной дороги. В 1910 году над путями сортировочного парка был наведён четырёхпролётный Фарфоровский путепровод, а для жителей окрестных деревень, которым после строительства нового вокзала стало несколько труднее добираться до платформы, над теми же путями в 1914 году был построен пешеходный мостик, который вёл от старого вокзала к новому.

Пик развития района пришёлся на конец 1950-х годов: к этому времени на Фарфоровском посту одновременно существовало около 80 зданий разных исторических периодов. Все они были малоэтажными, не выше 4 этажей. За 50 лет существования района к кирпичным домам Николаевской железной дороги добавились деревянные барачные двухэтажки 1920-х, конструктивистские дома 1930-х, деревянные одноэтажки 1940-50-х, а закончилось формирование района строительством нескольких шлакоблочных домов в 1950-х. ФарПост всегда был маленьким государством в государстве: район, формально относясь к территории Невского района Ленинграда, стоял на балансе "ОЖД", здесь действовало две школы (общеобразовательная и ШРМ, "школа рабочей молодёжи"), работал свой собственный детский садик, в который было не попасть простым смертным со стороны, и был ведомственный продовольственный магазин, снабжавшийся не в пример лучше соседних общегородских. В 1960-х годах в район Фарфоровского поста с западной стороны пришло массовое блочное строительство, но район так до конца и не растворился в современном городе. С 1950-х Фарфоровский пост утратил около 3/4 своих зданий и сооружений, включая участок пешеходного мостика над путями основного хода железной дороги. Особенно сильно ударили по Фарфоровскому посту "благословенные" 2000-е, когда в северной части сгорели и были снесены почти все деревянные здания. К счастью, до нашего времени практически без искажений дошло кирпичное "ядро" района. В сумме с Фарфоровским, ныне - Цимбалинским, путепроводом, район ФарПоста вполне себе тянет на статус ОКН регионального значения, но...

... но в 2021 году упыри из "РЖД" извлекли из небытия пыльный и уже наполовину съеденный мышами проект ВСМ "Москва-Петербург". Весь город с содроганием вспоминает оставшуюся от прошлой версии ВСМ "яму" у Московского вокзала, много лет украшавшую центр Петербурга и позднее застроенную убогим ТРЦ "Галерея", и, похоже, нас теперь ожидает ещё несколько подобных ям. Прекрасно понимая, что вокзалу и путям ВСМ не место в центре города, "РЖД" как будто назло горожанам выбрали максимально травматичный для городской ткани вариант размещения своего высокоскоростного хозяйства в Петербурге. Во-первых, для строительства вокзала под снос пойдут исторические склады Кокоревых на Литейном проспекте. Это выявленный ОКН, и сейчас там кипит молодёжная культурная жизнь: в зданиях складов находятся коворкинги, хостелы, магазинчики, кофейни, бары и концертные залы. А во-вторых, для размещения железнодорожных путей на перегоне между новым вокзалом и станцией "Обухово" под снос пойдёт вся первая линия домов Фарфоровского поста. Причём, вместе с историческим вокзалом и Цимбалинским путепроводом: район находится за пределами охранной зоны центра Петербурга, в присвоении статуса ОКН и ФарПосту в целом, и путепроводу в частности, отказано. Судьба района, скорее всего, предрешена, так как вслед за первой линией домов неминуемо последуют и все остальные постройки района - и дореволюционные, которых останется всего две, и более поздние.

В первой части мы увидим с вами ту часть Фарфоровского поста, которую проект ВСМ "Москва-Петербург" обрекает на неминуемую гибель...

Московская-Сортировочная станция предстаёт перед вами во всей своей красе, если смотреть на неё с пешеходного мостика, находящегося здесь уже более 100 лет. Вдали видны арки Цимбалинского путепровода, которому уже больше 110 лет.


Цимбалинской путепровод (1910 г.) расположен в створе улицы Цимбалина, ранее - Муравьёвского переулка. Сейчас соединяет Невский район (ул.Цимбалина) с Фрунзенским (ул.Белы Куна), а в годы строительства обеспечивал связь крупных сёл на берегу Невы ( Щемиловки, Фарфоровой колонии, Михаила Архангела и Смоленского пост 1 пост 2 пост 3 пост4) с территориями западнее Николаевской ж/д (например, с деревней Волково пост 1 пост 2).


Ещё недавно он был двухполосным, но в последние несколько лет для проезда по путепроводу оставлена лишь одна полоса. Сделано это вместо капитального ремонта: мне кажется, на него целенаправленно забили болт и старательно пытаются довести его до аварийного состояния.


С путепровода видны новостройки Невского района. Это, например, застраивается территория "Энергомеханического завода".


Севернее Цимбалинского путепровода стоят два дома из силикатного кирпича. Формально они имеют адреса по ФарПосту, но фактически относились к войсковой части, квартировавшей здесь в 1960-80-х гг. Самые внимательные разглядят на фото вездесущую кукурузину: до неё от точки съёмки 17,5 км по прямой.


Керны. Проверяют грунты, готовятся к сносу исторического путепровода и строительству на его месте нового.


Путепровод (1910 г.) над основным ходом железной дороги Москва-Петербург.


Основной ход железной дороги и платформа "Фарфоровская". Справа - ряд домов, который пойдёт под снос. Слева - вокзал, которому тоже не жить.


Первый из домов с предыдущего кадра - дом 34 (1933 г.), конструктивистская четырёхэтажка для работников Октябрьской ж/д.


Во время войны в дом попала бомба, разрушенная часть была восстановлена уже после войны. Сейчас это самый проблемный дом района: деревянные перекрытия, трещины в стенах, мыши, сырость.


Часть дома была заселена железнодорожными "начальниками" невысокого ранга, у них были квартиры с вот такими вот лоджиями во двор.


Следующий идущий под снос дом - д.40 (1911 г.). Второй этаж со стороны железной дороги сохранил историческую расстекловку окон - она была гораздо интереснее банальных белых стеклопакетов...


Качество строительства и состояние дома лучше, чем у д.34, т.к. перекрытия тут хотя и деревянные, но зато по металлическим балкам.


Это один из домов "кирпичного ядра" района. Дом жилой.


Окошки лестничной клетки на втором этаже.


Третий в ряду, если считать от путепровода - д.44 (1911 г.).


Это какое-то административное здание РЖД. Окно лестницы на втором этаже - другой формы, обратите внимание.


Судя по трубе, в здании была (и есть?) котельная.




Следующий обречённый дом - №48 (1911 г.). Это также жилой дом.


Заметили, что все кирпичные дома района немного отличаются друг от друга, и двух одинаковых тут нет? Например, у 48-го дома лестничная клетка с "дворовой" стороны выделена рядом из четырёх узких окон.


Последним в ряду, прямо напротив вокзала, стоит д.54 (1910 г.). Это жилой дом, в нём две парадные, окна второго этажа в северной части дома - сдвоенные, в отличие ото всех остальных окон дома.


Он же со стороны двора. Слева виден оголовок пешеходного тоннеля, ведущего под основным ходом ж/д к вокзалу. Туда и пойдём!


Вокзал, построенный в 1910 г., также пойдёт под снос. Обратите внимание, какой он несимметричный! Это не последствия Великой Отечественной, так было всегда.


Вид на вокзал с пешеходного мостика - наследника того самого мостика, построенного в 1914 году для жителей окрестных деревень.


Ещё один вид на вокзал. Мусор на переднем плане - остатки фундамента двухэтажной кирпично-деревянной школы для работников Николаевской железной дороги (1911 г.), снесённой буквально на моих глазах за два дня в августе 2016 года. Оно тоже мешало бы прокладке путей ВСМ, и тоже пошло бы под снос, если бы не было снесено раньше.


Во второй части посмотрим на то, что грядущий снос затронуть вроде-как не должен...

Санкт-Петербург, Россия, Фрунзенский район, фото

Previous post Next post
Up