Стеклянный городок, или, по-питерски, Стеклянка - это местность на левом берегу Невы южнее Александро-Невской Лавры и Обводного канала. К северной части Стеклянки удобнее добираться от метро "Пл. Александра Невского", к южной - от м."Елизаровская". Между этими двумя станциями расположен самый длинный в Санкт-Петербурге перегон метро (4,74 км.), и я предлагаю вам посмотреть на те места, где так и не появилась запланированная первоначальным проектом станция метро "Хрустальная".
Исторически эти земли принадлежали Светлейшему князю Григорию Потёмкину, который построил здесь усадьбу и основал при усадьбе стеклянный и зеркальный заводики, от которых и пошло название района. После смерти графа заводики выкупили в казну, объединили, двести лет развивали и модернизировали, осваивали там выпуск новой продукции, и, согласно модной традиции, окончательно угробили только в постсоветские годы. Память о заводах и потёмкинских временах сохраняется в местной топонимике - улицы района носят имена Глиняной, Хрустальной, Стеклянной, Глазурной и Фаянсовой. Кроме них есть Зеркальный переулок и улица Слободская - на том месте, где была жилая слободка для работников заводов. Историческое разделение на жилую и промышленную части сохранилось и сейчас. В районе Слободской улицы, например, находится один из двух жилых кварталов Стеклянки. Второй жилой квартал расположен немного южнее, и зажат между Стеклянной улицей и проспектом Обуховской Обороны. Бóльшая же часть территории района занята промзоной, в которой больше нет стеклянного заводика, зато есть несколько крупных мельниц, завод газооборудования, "Невский завод" (подконтрольный "Газпрому" и производящий для него турбогенераторы, нагнетатели и прочие компрессоры), "Завод турбинных лопаток" (производящий сами догадайтесь что), целая россыпь автотранспортных предприятий, крупный логистический центр Х5 и даже небольшой завод детских игрушек... простите, если кого забыл ;)
Начнём прогулку от
Александро-Невской Лавры...
Строительство развязки набережной Обводного канала и Синопской набережной.
Мост в кривой над Обводным.
БЦ "Бизнес-Сити" на Обводном,14 - бывший корпус завода "Новатор" (он же "Ленинец"), выпускавшего радиоаппаратуру.
"Невская мельница", заводоуправление (1924-25 гг.) с барельефом В.И.Ленина авторства скульптора М.Манизера.
Ленин на фасаде.
Собственно, мельница. Построена она в 1907-11 гг. для далеко не самого богатого купца второй гильдии Д.Мордуха, и является памятником архитектуры, ибо была первой железобетонной паровой мельницей, построенной в России, и вообще одним из первых ж/б зданий в городе. В 1914 г. была электрифицирована, и тоже первой в стране. Работала всю блокаду: именно сюда по Дороге Жизни шло зерно, именно здесь мололи муку, из которой пекли блокадный хлеб "с огнём и кровью пополам". Мельница работает и сейчас.
Склады на Глиняной построены при расширении мельницы в 1911-12 гг. Виден длиннющий конвейер, идущий от зернохранилища к мельнице.
Киностудия "Леннаучфильм" на Мельничной улице, ровно напротив "Невской мельницы". Всем ведь известна мульт-студия "Мельница"? Так вот, она арендует соседнее здание у "Леннаучфильма", и название своё ведёт как раз от Мельничной улицы и этой самой мельницы через улицу :) Такой вот забавный факт.
БЦ "PREMIUM" (2008 г.). Построен на месте завода технических бумаг. Домик слева - тот самый корпус "Леннаучфильма", арендуемый "Мельницей".
Современный корпуса завода "Газаппарат". На этом заводе производили газовые плиты, стоявшие в послевоенных домах у большинства ленинградцев. Сейчас завод специализируется на производстве газовых горелок для газовых котлов.
Дореволюционный корпус "Газаппарата".
Жилой квартал между Качалова и Слободской. "Сталинка" (1953 г.) на углу Качалова и Обуховской Обороны.
Ещё одна "сталинка", соседняя.
Дом морских офицеров (1938 г.).
Барельефы с моряками.
Внезапно - новый дом конца 1990-х гг.
Финляндский ж/д мост (1910-12 гг.). Фактически, мостов здесь два - старый (ближний к нам) и новый (1983-87 гг.). Старый строился на средства Финляндии - для того, чтобы соединить Финляндскую железную дорогу с остальными железными дорогами страны. Новый построен для того, чтобы вывести из эксплуатации старый, что и было сделано в 1988 г. В связи со строительством на соединительной ветке нового вокзала - Ладожского - в 2003 году старый мост реконструировали и снова запустили по нему движение. Те, кто едет из Москвы в Хельсинки или Мурманск через Питер, пересекает Неву по одному из этих мостов. Оба моста, естественно, разводные: у нас до последнего времени иначе было никак ;)
Подход к мостам идёт по эстакаде. Южная эстакада построена одновременно со старым мостом, северная (на фото) - одновременно с новым.
В итоге новая эстакада прошла прямо по домику смотрителя моста (1900-е гг.)...
Сад им. 30-летия Октября (1947 г.).
Заброшенный фонтан в саду и эстакада Финляндских мостов, которая рассекает сад пополам.
Жилой квартал у сада им. 30-летия Октября. "Сталинка" с башней (1953-54 гг.).
Реконструированное под БЦ здание 1906 г. постройки.
Дом причта церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радости (1900-04 гг.). Церкви давно нет, но есть часовенка в неорусском стиле, объявленная памятником федерального значения.
С фотографии часовенки я начну вторую часть рассказа о Стеклянном городке, а пока погуляем по саду, после чего вдоль ж/д эстакады и соединительной железнодорожной ветки углубимся в промзону, и вернёмся в итоге к Обводному каналу, описав большую дугу.
"Сталинки" с видом на сад и Стеклянную улицу.
Реконструированное здание в саду, принадлежащее школе №330, на продолжении Глазурной улицы, идущей через сад.
Экономико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева в дореволюционном здании (1896-98 гг.). По одной из версий, несостоявшаяся станция метро "Хрустальная" должна была быть где-то здесь...
Бассейн "Волна" (2009 г.).
НИЦ ракетных войск и артиллерии. Подозреваю, что бывший... Хреново у нас в стране с ракетными войсками и артиллерией.
Бывший завод художественного стекла, тот самый. Всё сгорело в 2012 году, а что не сгорело - обрушили.
От завода остался только забор с монументальной рекламой изделий завода...
Станция "Глухоозерская". До 1870-х гг. на территории Стеклянки существовало большое озеро Глухое, чьё имя сохранилось в названии станции и названии Глухоозерского шоссе, к которому я и иду вдоль ж/д путей. Озеро было засыпано, территория в начале XX в. была распланирована под застройку, проекту придумали пафосное название "Царский городок"... но об этом будет в следующем посте.
Путепровод соединительной ветки ж/д над началом ул.Седова. Поворачиваем на север, к Обводному.
БЦ "Обводный" - типовая общага, переоборудованная под офисы.
"Американские" мосты через Обводный канал (2007-12 гг.). Название "Американские" идёт от самого первого деревянного железнодорожного моста, который был построен здесь в 1840-50-х гг. по проекту американского инженера Уильяма Гау. Мосты начала ХХ в., простоявшие до 2006 г., повторяли его конструкцию в металле, а вот нынешние, приспособленные под "Сапсаны" и более интенсивное движение - уже нет :(