Автопокатушка по Кингисеппскому району ЛО, часть 1 (июнь 2013)

Aug 25, 2013 18:54



Конец июня в Питере был жарким, и все наши с Алёнкой мысли были только о том, куда бы на выходных поехать купаться... Кроме купания хотелось зацепить и какую-нибудь небольшую культурную программу - наши традиционные руины, усадьбы и церквушки. Заокраинный Крайний запад Ленобласти, как нам показалось, идеально подходил под наши цели, и 22 июня мы отправились кататься по Сойкинскому и Кургальскому полуостровам на южном берегу Финского залива.


К южному берегу залива мы выкатились чуть южнее Соснового Бора и ЛАЭС, через Копорье. У крепости в Копорье мы сделали небольшую остановку. Копорская крепость находится в аварийном состоянии, и с апреля 2013 года закрыта для посещения. Недавно в новостях говорили, что планируется расширение Соснового Бора, в состав которого административно войдёт Копорье. Крепость планируется передать атомщикам, которые наконец-то начнут там реставрацию. Может оно и к лучшему... ибо состоявшаяся было реставрация церкви в крепости - пример глубокой рукожопости нынешних "владельцев" Копорья. Лишь бы только под видом реставрации не началось то же самое, что творилось и творится сейчас в Изборске :(

Посмотрев на крепость с шоссе и забравшись в руины кладбищенской церкви неподалёку от крепости, мы поехали дальше на северо-запад. Первой полноценной остановкой стал воинский мемориал "Берег Мужественных" на месте сожжённой во время войны деревни Керново, откуда мы повернули на запад и поехали по шоссе, идущему вдоль берега залива на небольшом от него удалении. Посмотрев по дороге пару часовенок, мы въехали на исторические земли практически ассимилированной ныне ижоры - Сойкинский полуостров.

К сожалению, в этой поездке нас ждало несколько мощных обломов, оставивших нам простор для следующей поездки в эти края. Ничего ижорского (или водского - в районе Усть-Луги и Краколья), к сожалению, мы так и не увидели. Подозреваю, что просто не смогли рассмотреть - в силу того, что не знали, что именно нужно было рассматривать... Музей в Вистино посетить не удалось: он никак не обозначен на трассе, да и договариваться о посещении нужно было заранее. На месте недостроенной и взорванной в 1941 г. военно-морской базы в Ручьях обнаружился свежайший забор и какая-то движуха за ним: подойти к воде и пирсам нельзя, так что и исторический корпус крейсера "Аврора", с 1987 года работающий в гавани волнорезом, увидеть нам не удалось. Посмотреть на Сойкинском удалось только "Башню Дибича", Никольскую церковь на Сойкиной горе, дорога к которой насмерть убита самосвалами строителей Усть-Лужского порта, и выйти на берег залива в районе мыса и маяка Колгомпя. На всё это вместе с дорогой ушло больше чем полдня...



Копорская крепость на высоком берегу маленькой речки Копорки была заложена в 1237 году, несколько раз разрушалась, переходила из рук в руки, и была исключительно популярна как у русских, так и у соседей. Нынешние постройки - XIV-XVI вв. Последний раз Копорье принимало участие в военных действиях... в 1919 году, во время Гражданской! Во время Великой Отечественной удержать Копорье не удалось, РККА отступила на север, к Керново.



Никольская церковь (1857 г.) на копорском кладбище.









Перекрытия в церкви держались на таких вот железках.



Мемориал "Берег Мужественных" в Керново (1967 г.) расположен на берегу речки Воронки, в крайней западной точке обороны Ораниенбаумского плацдарма. Место это примечательно тем, что именно здесь, на берегу Воронки, наступление фашистов на Ленинград впервые за всё время войны удалось остановить. Дело было в конце августа 1941 г... Две недели немцы стояли на левом берегу и не могли её форсировать, хотя речка ничего особенного из себя не представляет, это обычная наша ингерманландская "переплюйка" с мутной болотной водой. С правого берега их потом очень быстро выбили, и фронт стабилизировался здесь на 2,5 года. Дальше немцы так и не прошли, а через 2,5 года их погнали восвояси.



На горизонтальной стеле размещены изображения солдата, матроса, партизана и девушки.



Незадолго до нашего приезда здесь состоялось возложение венков, даже свечки потухнуть не успели...







Памятник сожжённой деревне Керново. В отличие от многих других уничтоженных деревень, Керново после войны смогло ожить.



Сосняк на "Берегу Мужественных"



Спуск к Воронке. Немецким танкам здесь было сложновато...



Систо-Палкино, часовня Всех Святых (2013-14 гг.) на сельском кладбище.





Большое Стремление, церковь Николая Чудотворца и Арсения Коневского (1913 г.).



Деревянный крест 1942 г. на кладбище в Большом Стремлении.



Боковая башенка усадьбы "Забалканская", известная в краеведческих кругах как "Башня Дибича" (1832 г.). Башня по памяти носит имя первого владельца - героя русско-турецкой войны Ивана Дибича, хотя дворец строился уже для его наследника.



Своды башни.



Мыс Колгомпя (Колканпяя).





Одноимённый мысу маяк в самой северной точке Сойкинского полуострова.





Цветущий очиток.



Ручьи, Никольская церковь. Перестроена в 2000-х гг. то ли из жилого дома, то ли из магазина.



Бывшая деревня Сойкино, Никольская церковь (1872-83 гг.).



Церковь на Сойкиной горе разрушена, но входная дверь имеется, и в руинах служат.





Службы на Сойкиной горе проходят под открытым небом. И это, пожалуй, самое яркое впечатление всей поездки...





Что-то вроде фундамента часовни севернее церкви.



Розочка с сойкинского кладбища.



Ещё одна.



Почитаемое дерево напротив алтаря Никольской церкви. Внутри - следы огня и иконка Николая Чудотворца, внизу - подношения мелкой монетой.



Язычество на древних землях ижоры и води, к счастью и удивлению, всё так же неистребимо как и пятьсот лет назад...



Вид на восток с Сойкиной горы.

Ломоносовский район, Россия, Сосновоборский городской округ, Ленинградская область, Кингисеппский район, фото

Previous post Next post
Up