В прошлое воскресенье мы очень удачно съездили на Ваську в музей электротранспорта. Три часа пролетели как пять минут =) Если вы там ещё не были, я всячески агитирую вас найти время и всё же когда-нибудь до этого музея добраться, он этого действительно стоит! Все трамваи и троллейбусы в музее, кстати, на ходу :)
Де-факто музей начинается прямо у м."Василеостровская" с памятника конке (2004-07 гг.). Модель двухэтажного вагона конки образца 1872-78 гг. установлена на пешеходке справа от выхода из метро.
Другой памятник - вагону "Бреш" (2007 г.) - открыт у проходной трампарка к 100-летию петербургского трамвая. Первый трамвай выходил на маршрут как раз отсюда, с Василеостровского трамвайного парка.
Располагается музей в бывшем депо Василеостровского трампарка на Среднем пр. В.О. (1906-08 гг., памятник архитектуры регионального значения). К сожалению, уже много лет трампарк вместе с депо хотят снести, и на его месте построить что-нибудь более прибыльное...
С 1863 года в Питере работала конка. В музее есть репликар 1993 г. постройки, на базе грузовой платформы: запрягай - и погнали!
В вагоне конки - уютненько. Похожий дизайн был и у всех питерских довоенных трамваев.
Первый питерский трамвай - "Бреш" (Brush Electrical Engineering Company). Репликар 1982 г. на базе вагона МС 1927 г. изготовления. Именно такие вагоны открывали трамвайное движение в Питере (здесь, на Ваське) в 1907 г.
Вход.
Внутри.
Трамвай МС-1 - справа, послевоенный "слон" - слева.
МС-1 (экземпляр 1929 г. постройки). Все модификации МСок производились в Ленинграде на "Красном Путиловце".
Валька на подножке.
Интерьеры МС-1. Салон.
Место водителя.
Объявление для малокультурных понаехавших. Актуально до сих пор :)
Про метр и происхождение фразы "метр-с-кепкой" все в курсе? По риске на дверном косяке кондуктор замерял рост ребёнка, и либо разрешал ехать бесплатно, либо требовал за проезд денег. "Метр-с-кепкой" - это отсюда, из трамвая! За Славика маме Кате уже пришлось бы платить ;)
А вот Вальку, скорее всего, удалось бы провезти бесплатно ;)
"Американка" (1936 г.). Деревянные трамваи модели ЛМ-33 ходили по Ленинграду с 1933 аж по 1979 г. Последние из них, переоборудованные в служебные, были списаны только в конце 1990-х гг.
Разработаны они были на основе американских вагонов, для изучения опыта современного трамваестроения в Штаты в начале 1930-х специально отправляли наших инженеров.
Катя.
Алёнка.
Интерьер "американки".
БОМЖи трамвайные.
В ящичке на задней накопительной площадке обнаружен какой-то хитрый электродевайс ;)
"Слон" ЛМ-47 (1948 г.). После блокады осталось много тележек от сгоревших "американок", и на их базе сделали 43 пары трамваев ЛМ-47. Корпуса, в отличие от "американок", сделали из металла. Трамваи оказались тяжёлыми, медленными и неудобными, и к середине 1970-х гг. их списали и почти все порезали. В живых осталось всего 2 вагона - моторный и прицепной, оба стоят в музее.
Интерьеры "слона". Обратите внимание, в салоне больше нет продольной скамейки.
Прицепной вагон "слона", место кондуктора с тормозным штурвалом. Высота "конторки" - всё тот же 1 метр, назначение - прежнее ;)
ЛМ-49 (1950 г.). Такие трамваи, как и "слоны", выпускались в Ленинграде на "Вагоноремонтном заводе". Вообще, практически все питерские трамваи за все 105 лет существования движения - наши родные, петроградско-ленинградско-петербургского производства.
"Стиляга" ЛМ-57 (1968 г.). Имеет модные зализанные аэродинамические формы, оттого и "стиляга". Работал в Ленинграде до середины 1980-х гг., на фото - один из последних выпущенных вагонов этой модификации.
Салон "стиляги".
Билетная касса. Помните ещё такие кассы? Я вот помню ;)
Компостер.
"Аквариум" (1974 г.). Один из последних выпущенных трамваев модификации ЛМ-68.
"Аквариумом" его прозвали за остекление крыши. Из этих окон, кстати, частенько текла вода ;)
ЛМ-68м (1978 г.) - модификация "аквариума", на которой эти окна убрали ;) Несколько таких вагончиков до сих пор бегают по Питеру.
ЛВС-89 (1989 г.) - экспериментальный трёхсекционный трамвай. Почти 20 лет этот экземпляр (единственный выпущенный) был самым длинным трамвайным вагоном в мире, был даже занесён в Книгу рекордов Гиннеса - 30 метров, 450 пассажиров! Самого длинного вагона (ЛВС-2009, 31,5 м.)в музее нет, несколько ЛВС-2009 бегают сейчас по Волгограду и по Киеву.
Интерьеры ЛВС-89.
КТМ-5 (1983 г.) - единственный не-местный трамвай в Питере, производившийся на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Сейчас они бегают по многим городам России, но в Питере их со временем всё же вытеснили местные, что не может не радовать: в детстве я очень боялся их дверей... ;)
Тот же "стиляга" ЛМ-57 (1964 г.), но в служебном исполнении.
Вагон-кран К-1 (1927 г.) производства завода "Красный Путиловец".
Его платформа с краном.
Дальше будут троллейбусы!
Троллейбус ЯТБ-1 (1936 г.). Имено такие троллейбусы открывавали движение в Ленинграде. Считалось, что все они были порезаны в металлолом, но к счастью этот экземпляр был найден у кого-то на даче, отреставрирован, и является сейчас самым старым троллейбусом в мире, способным передвигаться своим ходом.
Троллейбус МТБ-82Д (1947 г.) Производился в Москве (на Тушинском заводе), работал в Ленинграде до конца 1960-х гг. В Кутаиси (Грузия) такие троллейбусы ходили аж до 1983 г.
Интерьер МТБ-82Д.
Указатель у задней двери МТБ-82Д.
Фрагмент бампера МТБ-82Д.
ЗиУ-5 (1967 г.) - троллейбус "Завода им.Урицкого", г.Энгельс (ныне - "Тролза"). Работали в Ленинграде до середины 1980-х, последний выведен из эксплуатации в 1994 г.
ЗиУ-9 (1972 г.). Модернизированные версии этого троллейбуса бегают по всей стране до сих пор, это самый массовый в мире троллейбус (выпущено 42000 штук).
А это уже не совсем троллейбус... Это служебный троллейкар КТГ-1 ЛКС (1976 г.) киевского производства, работающий на бензине.
Внутри - лаборатория контактной сети, оттого и троллейбусные рога на крыше.
КТГ-1 ВКС - тоже троллейкар, вышка контактной сети. Логично ведь, чтобы ремонтные троллейбусные службы ездили на бензине: а иначе как, например, доберёшься до места обрыва провода? ;)
Троллейкар КТГ-2.
Старые трамвайные кассы. Проезд 3 копейки - 1 билет, багаж 10 копеек - 3 билета...
Я очень даже понимаю этого грустного трамвайку!..
А ещё мы прокатились на трамвае МСО-4 1933 г. постройки! 120 рублей за 2 круга вокруг депо. Взрослый входной билет в музей, кстати, стоит 230 рублей.
Детей и взрослых в музее - примерно пополам, Катя со Славиком - это очень характерный пример ;) Интересно в музее абсолютно всем - можно ведь не только покататься, но и зайти в любой вагон, посидеть на сидениях, подёргать любые ручки, покрутить тормозные штурвалы, пробить билетик компостером и даже позвонить в звонок! ;)