Sep 12, 2015 03:03
Решил написать несколько постов на данную тему, как человек пятнадцать лет крутящийся в этой отрасли. Говорят, если попадаешь в эту сферу деятельности, то выскочить уже затруднительно
Первое знакомство с фармбизнесом произошло в середине 90-х. Сам ещё непосредственно не работал в отрасли, но дядя Саша оказался соучредителем и небольшой оптовой фирмы с фармацевтической лицензией. Сумасшедшее было время. Заурегулированность одних аспектов сочеталась с полной анархией в других. Административные барьеры (нельзя было открыть аптеку ближе 500м от уже действующей, и не говорите что сейчас аптеки сосуществуют порой через стенку, знаю) были для аптек, для оптовиков была абсолютная вольница. Оптовые фирмочки рождались как грибы после дождя и так-же быстро исчезали. В прайсе фирмы дяди Саши было не больше 10 позиций, которые регулярно менялись. Склад 40 квадратных метров (возможно и меньше). Лекарства, если наценку нельзя было сделать 250% просто не рассматривались к закупке. Кредиты банками выдавались под пустые коробки на складе. В общем и целом период первоначального накопления. Легендарное время. Кто не проел первоначальные заработанные деньги и правильно реинвестировал в бизнес, к концу 90-х превратились в региональных поставщиков. Существовали бессрочные (Бессрочные!!! Карл!!!) лицензии на фармацевтическую деятельность. Периодически делались попытки ограничивать наценки, но в виду неспособности тогдашних властей к контролю были чистой формальностью. Наценки в протоколах рисовались какие закажут.
Изменения стали наступать с 97 года, с появления "москвичей", как первоначально называли московских поставщиков, имеющих доступ к деньгам, зарубежным дистрибьюторам и вследствие более качественного управления исповедовавших в целом достаточно системный подход к развитию бизнеса. Первые региональные склады будущих национальных дистрибьюторов были по несколько сот квадратов. Электронный заказ, в разы меньшая наценка и лучшая организация выбили из рынка небольшие фирмочки. Системность была и в выплате бонусов (проще взяток), конечно. На регион оставалось 3 дистрибьютора 1 эшелона, 2-3 второго и 2-3 местных поставщика, сопоставимых оборотами с филиалами будущих федеральных. Дефолт 98 года выбил многих поставщиков второго эшелона не сумевших сориентироваться в ситуации неплатежей от аптек из-за взлетевшего импорта (вспоминается компания "Время", откуда вышла "36,6" пришедшая к аналогичному плачевному финалу под управлением тех-же собственников). Приватизаторы заводов 90-х показывают удивительно стабильный результат по завалу любых новых проектов не связанных с источником первоначального капитала. Для 36,6 наиболее ликвидным и прибыльным активом до самого конца владения прежними собственниками был завод Верофарм, приобретенных в 90-е. Вспоминается Прохоров с Норникелем и ё-мобилем. Удивительно, но часто эти люди после завала своего бизнеса начинают учить управлению и экономике. (Примерно как на финансовых рынках: Финансовый аналитик это трейдер спустивший свой депозит).
Первое системное ограничение (сразу с федерального уровня) было введено в 99-ом правительством Примакова. С этим в следующий раз.
аптеки,
фармацевтика