В этом году, не смотря на достаточно холодную по нашим меркам зиму, снега выпало очень мало. Знакомые ребята, ежегодной традицией которых стал выезд 1 января в горы покататься на сноуборде, в этом году вместо привычных сугробов застали лысые скучные горы, и лишь местами, в овражках и ямках, серело что-то отдаленно напоминающее зиму и снег. Пришлось им все три дня сидеть в снятом домике и пить водку за то, чтобы новый год был лучше ушедшего.
Снежная зима - главная гарантия наличия воды в наших реках летом. Климат в Средней Азии засушливый и жаркий, воды на орошение уходит много и её всегда не хватает катастрофически, даже частые весенние дожди - это лишь капля в море, жадная до влаги земля впитывает дождь как губка, а уже через пару солнечных теплых дней просит ещё.
Год 2011 едва ли не самый маловодный из всех, что я помню.
Уровень воды с Сырдарье настолько низкий, что местами совершенно нет течения. Вода начинает цвести зеленью, берега и заливы заболачиваются. В тех немногочисленных местах, где можно хоть что-то поймать, в выходные полный аншлаг.
Только рыбалку никто не отменял.
И вот едем мы с Серегой на Шурузяк. В окна проезжающей по Сырдарьинскому мосту маршрутки видим безрадостную картину обмелевшей Дарьи с множеством островов и слабым течением, которое едва заметно даже на номинальном русле. Чуть ниже по течению, там, где обычно плещется на рассвете жерех, теперь до самого горизонта песчаный пляж, на нем стоит самосвал, и бравые хлопцы накидывают лопатами песок в его кузов.
Шурузяк тоже обмелел и воды меньше, чем обычно, раза в три. Но вода, которую он несет, питает сотни хлопковых и рисовых полей, поэтому совсем сухим он быть просто не может.
А хищник, кажется, чувствует себя там прекрасно. Мальку негде спрятаться, мелководных разливов просто не осталось, он вынужден стоять на русле или очень близко к нему. И его неизбежно настигают мощные удары жереха, вышедшего на утреннюю охоту.
Маршрутка ползла медленно, да и выехали мы поздновато. Приехали под занавес пост-рассветной активности, уже не застав крупняк, который, порезвившись вволю, ушел под тень травы отдыхать.
Ему на смену вышла осмелевшая шемайка, которая, на правах местной гопоты, гонялась за моими приманками дружными стайками.
Поскольку основной целью была ловля на волкеры - им от маленьких бандерлогов доставалось больше всего. Постоянные безнаказанные удары снизу и в бок то и дело сбивали приманку с игры, захлестывали за плетенку и карабин, не давали подойти жереху. Правда некоторые, наиболее отчаянные, периодически все же неизвестным мне образом за тройники цеплялись.
Вот он - будущий матерый хищник.
Если такая добыча ему по колено уже сейчас - невольно начнешь бояться за маточное стадо жереха годков так через десять. :)
Шемайки просто
очень много. Местами она стояла целыми стаями, раздирая на мелкие кусочки все, что проплывало над ними по течению. И даже неважно съедобно это или просто кусок травы со дна или сухой листик с дерева, растущего у берега. Заплыл в частные владения - неизбежно будешь атакован!
Впрочем, и этих неугомонных созданий периодически кто-то тревожил, думаю, крупный жерех или змееголов. Потому что сумасшедший панический бег на хвосте по поверхности воды в разные стороны просто игрищами ну никак не назовешь.
Наконец - жереховая поклевка.
Точный заброс к самому краю травы, буквально несколько виляющих шагов - и вот он уже безапелляционно мчится, подняв волну, метров с четырех и хватает волкер без тени сомнения.
Небольшой, а приятных ощущений доставил массу. Отпускаю его аккуратно, чтобы в траву не уткнулся.
Долгие и упорные попытки уговорить рыбу скушать поппер ни к чему не приводят и я решаю вернуться к воблерам.
Рядом охотится притворившийся веревочкой уж.
На воблер мелкий жерех отзывается очень быстро - нравится этой рыбе "хамсинчик".
Неожиданно, уже у самой границы травы, воблер атакует жерех заметно за килограмм! Но подняв кучу брызг и отчаянно сопротивляясь, сходит через пару секунд. Обидно, все равно бы отпустил, а так остался без фотокарточки на память.
Где он прятался - ума не приложу. Место было мелким, все видно как в аквариуме.
Ближе к обеду, не смотря на легкий ветерок, становится совсем жарко и активность рыбы сходит на нет.
Редко-редко влетают некрупные экземпляры, но выходов все меньше, как и всплесков.
Рыбу в чистой воде видно, она либо неподвижно стоит под травой, либо бродит вдоль берега без определенной цели, игнорируя приманки и рыболова.
Но в час по чайной ложке все же клюет.
Догоняю Серегу - у него тоже результаты скромные и крупняк выходил лишь пару раз.
Что не мешает ему тут же поймать симпатичного жерешка на Калтиву.
Позже Серега зарабатывает солидный выход, но жерех, увидев его на берегу, кушать передумал и извернувшись, ушел обратно под куст, под которым дремал.
Усталость напоминает о себе все более изнуряющей жарой и гудящими ногами.
Искупавшись, собираем спиннинги и усталые и отдохнувшие едем домой. Рыба была найдена, поймана, сфотографирована и отпущена - значит рыбалка удалась, а остальное не в счет.