Крепость Арк

May 19, 2011 12:00

Самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары является крепость Арк, расположенная на насыпном холме высотой, примерно, в 20 метров, и площадью почти 4,2 гектара.
По плану Арк - замкнутый многоугольник, стороны которого, по преданию, есть семь столбов, расположенных по отношению друг ко другу, как звезды в созвездии Большой медведицы.
Вроде как до этого технического решения все попытки построить хоть что-то терпели неудачу и крепость разрушалась ещё до того, как была достроена.
Построенный же таким образом, Арк не стал разрушаться, хоть и перестраивался за свою долгую историю неоднократно. Здесь, в мощной укреплённой цитадели, жили не только эмиры, но и их главные визири, военачальники и многочисленные слуги.
В 1220 году, когда воины Чингисхана, захватили Бухару, жители города нашли убежище в Арке, но завоеватели таки проникли внутрь, перебили защитников, разграбили ценности и разрушили крепость.
В средние века в Арке работали Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Аль-Фараби, позднее Омар Хайам. Здесь также хранилась уникальная библиотека, о которой Авиценна писал: «Я нашёл в этой библиотеке такие книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни. Я прочитал их, и мне стало ясно место каждого учёного в своей науке. Предо мною открылись ворота в такие глубины знаний, о которых я и не догадывался».
Вероятнее всего, библиотека была разграблена во время одной из войн.
Есть несколько мнений, кто же построил Арк.


Мне нравится легенда про Сиявуша, которую я слышал ещё в школе.
Отец изгнал Сиявуша, поверив наветам мачехи, которая пыталась пасынка соблазнить, но была отвергнута. Изгнанный Сиявуш слонялся по свету туда-сюда, а потом в одном из городов взял да и полюбил дочь падишаха. Падишах сказал ему: "Базара нет. Хочешь в жены мою любимую дочь - бери. Но сначала ты должен пройти одно испытание."
Стоит отметить, что люди того времени обладали куда большей фантазией, чем мы с вами. А потому испытания различным мифическим и не очень героям придумывались одно невероятней другого. Вот и Сиявушу было сказано - построишь город на шкуре одного быка - забирай дочурку вместе с приданным. Задача казалась неразрешимой даже тому, кто её придумал, только парень-то наш оказался не простой. Взял шкуру, аккуратно разрезал её на тоооооненькие полосочки, разложил их замкнутой линией на земле, и построил по периметру стену.
Правитель почесал седую бороду и согласился выдать за него свою дочь. За построенными стенами возникла крепость, а вокруг них - город.
Сейчас Арк - это музей, куда каждый день стекается огромное количество туристов.

1. Как заходишь - сразу видишь камеры предварительного заключения. В эти же ворота въезжал и выезжал эмир и мне мало понятен смысл их размещения именно здесь. Неужели слышать их стоны и мольбы о помиловании такое изысканное средневековое удовольствие?


2. Внутри все те же традиционные узкие улочки, ниточками расходящиеся в направлении различных строений.


3. Тут, к примеру, жил главный визирь (премьер-министр) со своей семьей. Место называется "кушбеги-боло".
У последнего визиря был даже телефон.


4. Старые деревянные колонны, стоившие баснословных денег в свое время, теперь лежат под снегом и дождями как дрова в поленнице.
Эмир поотрубал бы всем головы за такое расточительство - и всего делов.


5. Кстати, вот и он сам. Сеид Алим-хан, последний эмир Бухары.
Посмотрите на фотографию одной из жен - ей едва ли больше 16.
У бухарского эмира был очень большой гарем. Говорят, перед тем, как бежать от царских войск, его здание сожгли. Вместе с женами.


6. А в этой старой соборной мечети эмир молился, называется она мечеть Джоме.


7. Иду дальше. Что здесь? Тронный зал, он же "куриниш-хона".


8. За пару-тройку баксов можешь легко стать "халифом на час".
Золотой трон эмира, как и почти любого среднеазиатского правителя - не больше, чем миф. Бухарский эмир сидел вот на этих обтесанных камнях, на которые были навалены горы вышитых золотом курпачей (а-ля матрасов), в золотой чалме, золотом халате и в золотом расшитых сапогах, скрестив ноги и снисходительно глядя сверху вниз на подползающих от самых ворот придворных.


9. И я на троне посидел, разумеется.


10. Колонны сделаны из камня, на них выбиты красивые узоры и арабские письмена.
Диву даешься, сколько работы проделано, чтобы такую колонну сделать. Один раз рука не туда молоточком тюкнул - рисунок безнадежно испорчен, начинай колонну заново.


11. А вот и, собственно, мифический трон.


12. В многочисленных строениях, в которых раньше жили придворные, теперь либо музей, либо лавки по продаже чего угодно туристам. Все преимущественно ручной работы и чаще всего не самого высокого качества.
Свистулька.


13. Расческа с изображением Бухары.


14. Вышитые золотом тапочки.


15. Вышитые вручную полотенца, которые, о чем хозяйка говорила каждому встречному с особой гордостью, вышивали её невестки. Три девицы, сидящие неподалеку, театрально смущались и продолжали что-то там рукодельничать, а себя просили не фотографировать. Ну, нет так нет, хоть продукцию покажу.


16. Выхожу во двор приветствий, он же "салом хона". Почему так назвали, думаю, рассказывать не нужно.
Внутри белого здания по центру сидели музыканты-трубадуры. Они созывали народ, когда надо было зачитать какой-нибудь указ эмира или просто какую-нибудь новость.
Внутри каждой из башен сидело несколько воинов, которые в решетчатые окошки высматривали на площади воришек и прочих нарушителей порядка.


17. Справа стояли лошади эмира, дырочка в полу вела напрямую в зиндан(темницу), куда стекало все, что лошади напрудят.
Не очень тут права заключенных-то чтили.


18. Пол зала приветствий, как и почти всей уцелевшей части арка, выложен кирпичом.
Кирпичи иностранных мастеров имеют обязательное клеймо мастера.


19. Кирпичи же местного производства - на яичном желтке и секретном составе, который был утерян - квадратные.


20. Сейчас внутри - лавка старьевщика. Я заглянул туда и натурально обалдел от бардака, пыли и разрухи, которая там царила.


21. Зато чего там только не валяется!


22. Какие-то тарелки, подставки, шкатулки, фотоаппараты...


23. Рога изобилия кучкой, рядом с лампой Алладина.


24. Разумеется, драгоценности.


25. И много всего остального.
Рядом выкроил себе уголок продавец посуды. Пиалы авторские, с подписью мастера.


26. А эти пиалы, расписанные иглой, звенели почище любого хрусталя.
Я не удержался и купил их. Звук - просто чистейший, как у колокольчика из червленого серебра.


27. Есть ещё один любопытный момент.
Взгляните на балкон, на котором сидел эмир, глядя на честной люд.


28. Попадал он на этот балкон через дверь, которая слева. Вот она изнутри.


Притом, что эмир был парень далеко не мелкий, в эту дверь даже я с трудом бы протиснулся.
Когда я был школьником и мы были тут всем классом на экскурсии с учительницей истории, кто-то тоже спросил - а чего, мол, дверь такая маленькая?
Учительница ответила мудро.
Гордыня считалась наипервейшим и наипорочнейшим из грехов. Поэтому, прежде чем оказаться перед народом, эмиру приходилось склонить голову.
Вот уж не знаю. Был бы я эмиром - сделал бы по росту. Эмир я или кто? :)

29. Слева от двери лежала старая ржавая пушка, отбившая в свое время, наверное, не одну атаку.


30. Бросаю взгляд с городской стены, напоследок.
Простоять тебе ещё столько же, Великая Крепость!

фото, Бухара

Previous post Next post
Up