Тудакуль

Sep 17, 2010 18:45

Выехать с ночевкой на заповедный Сечанкуль помешала начавшаяся хлопковая страда - мой хороший добрый друг Шавкат, с которым мы съели на рыбалке вместе с пудом соли свору собак, плюс ко всем остальным его достоинствам ещё и руководитель большого коллектива спортсменов, часть которых надо было вывезти в первой партии хлопкоробов, помочь разместиться, уладить организационные вопросы с питанием и транспортировкой. В-общем, "маленький, беленький, ставящий в позу рыбкиного брата полстраны", ещё и заказал мне поездку Сечанкуль.
Но Шава со всеми этими проблемами не забыл про меня, найдя место в машине своих друзей, выезжающих в сторону Тудакуля за жирующим змееголовом, за что я был ему невероятно благодарен.
Что ж, змееголова ловить тоже очень интересно. Мелководные заливы большого водохранилища обычно зарастают травой жарким летом, а после хорошо прогреваются даже ослабевшим осенним солнцем до самого конца сентября, что дает шансы на поимку "башки" намного позднее привычных рыболовам жарких дней азиатского лета. Я уже красочно представлял себе эффектные поклевки, которыми славится эта рыба, предвкушая облавливание всех без исключения новых попперов и гоня прочь от себя мысли о Сечанкульских гигантах, до которых я так и не доехал.
Толкуя по пути с мужиками, разговор неизбежно перетек в русло уловов и трофеев.
Они тут же попросили включить блютуз, чтобы скинуть мне несколько фотографий, качество которых было далеко не главным.
- Вот, судак на 9,5.
- Ни хрена себе!! А где поймал?
- На Сечане, на воблер...


- А вот соменок на 32 килограмма.
- Только не говори, что тоже на Сечане!
- Угу... Там же, только на резину.


Прикусив язык от неудержимой, накатившей внезапной волной рыбацкой зависти, еду молча какое-то время, затем спрашиваю чего ждать на том месте, куда нас везет, подпрыгивая на ухабистой дороге, маленький шустрый Матиз.
- Там ребята позавчера были. Башка на нарезку клюет хорошо. В-основном некрупная, до трех килограмм, но 3 штуки за "пятеру" они подняли. Причем берет почти под берегом! Главное поймать нарезку, но воблы куда ни плюнь - как грязи... Так что все должно быть нормально.
Ворота насосной Кую-Мазарского водохранилища, питающего питьевой водой половину Бухарской области, открывает перед нами бессменная валюта гор и степей - бутылка водки.
Вода в Кую-Мазаре чистейшая, отец рассказывал, что раньше они выезжая сюда на рыбалку, не брали с собой питьевую воду, а просто подныривали поглубже в 50 метрах от берега с солдатской фляжкой - и пей сколько влезет, чистенькую и уже охлажденную.


Дальше - вдаль по грунтовке, вдоль берега Кую-Мазара, по дороге, где когда-то возили выловленную тралами Тудакульскую рыбу.
Однообразный, пустынный, почти безжизненный пейзаж ничем не выдает тайну о том, что по обе стороны от этой дороги, в каком-нибудь километре или двух лежит огромная бескрайняя пропасть воды - пресной Кую-Мазарской слева и соленой Тудакульской по правую руку.


Пока достаю фотоаппарат, налетевший порыв ветра едва не сбивает меня с ног, хотя чистое до самого горизонта небо и лучи ясного солнца не пророчат скорой перемены погоды.
Но могучий степной папа-ветер завелся не на шутку - гладь лимана, привыкшего за лето к тишине и покою, разрывали на части полуметровые волны; разбиваясь о галечный берег, они выбрасывали большие пучки травы и тины как нечто совершенно невесомое, а миллиарды мелких брызг, подхватываемые ветром, долетали до наших лиц через многие метры и мгновенно высыхали, вопрошая "Кто вы такие?".


Попперу явно ничего не светило в такую погоду. Да и любой воблер против такого ветра не больно-то закинешь, а по ветру можно было забросить только в заросли подтопленного прибрежного камыша, что не радовало. Решаю поставить джиг, но большое количество травы в заливе не позволяет сделать больше двух-трех ступенек. Змееголова под берегом, понятное дело, не видно.
Ребята тычут пальцем куда-то в сторону Большой Воды - завывания ветра сильны настолько, что услышать собеседника можно только наклонившись к нему ухом. Длинная большая коса, кинжалом врезающаяся в водную гладь, с одной стороны обрывиста, и иногда туда заходит судак. Что ж, это наш пациент, решаю отправиться туда хоть путь и неблизкий. Поднявшаяся вода заставляет раздеться и немного намокнуть, переходя вброд затопленный участок.


Опытным путем подобрав нужный вес чебурашки, чтобы и летела максимально, и обстукивала дно не смотря на волну, как следует, начинаю пробовать разную резину, сделав наименее парусящий монтаж с двумя заводными кольцами.
Только вместо судака практически сразу попадается небольшой змееголов. Он просто повис, как кусок травы, без какого-либо удара, уже у самого берега я увидел, что это рыба. Но фокус совсем не в этом - хищника сгубила жадность, ведь он сидел не на крючке. Плотно сомкнув челюсти, башка не хотела расставаться со схваченной резиной, которую выплюнула лишь оказавшись на берегу.


Обрадовавшись столь резвому началу, продолжаю ловлю. Что-то тянет меня закинуть в другую, мелководную сторону косы, но неожиданно подъезжает машина, двое местных подходят, здороваются, а потом вплавь лезут в ту сторону проверять сети. Чуть не половил рыбки, думаю...


Ветер тем временем все усиливается. Волны уже перепахали дно, прибив к берегу всю траву, которая была в округе. Было стойкое ощущение, что земляная коса покачивается и стонет от их могучих ударов.


Ближе к обеду приезжают ещё рыбаки. Становятся рядом, забрасывают донки с огромными крючками, на которые насаживается целиком живая красноперка с ладонь размером.
Подхожу интересуюсь на кого такой интересный метод ловли нацелен. Объясняют, что на крупного змееголова. Говорят, что в заливе, где я оставил парней, в-основном змей мелкий. Здесь же берет крупный, отсюда и такая приманка. Отлично, думаю, значит надежда на трофей умрет последней.


Клевать рыба не спешила вовсе. У ребят, оставшихся на берегу, без перебоя ловилась прикормленная вобла, но змееголова не было.
Я же, перепробовав в течение двух часов несколько видов резины разного цвета, снова ставлю ту, которая добыла первую рыбу. И снова поклевка - на этот раз злючая и агрессивная. Неспешное вываживание, красивая эффектная свечка, и вот змееголов немного крупнее первого оказывается на берегу, пойманный уже по всем правилам.


Местные чешут затылки - никогда не видели, чтобы змей ловился на такое.
Но больше поклевок нет ни у меня, ни у моих соседей, которые проклинают на чем свет стоит озверевшую стихию, обвиняя ветер во всех смертных грехах и в безклевье в частности.
Браки решают сворачиваться и снимают сети. Крупноячеистые все пусты, в мелких есть немного красноперки, правда, говорят, и её много меньше обычного.


За разговором понимаю, что это их корм, едва ли не единственный заработок, и значит сегодня их семьи останутся голодными.


Коса молчит, поклевок нет, это мне надоедает и я возвращаюсь на большую землю, решив обойти залив по берегу и все же попробовать половить воблером вдоль травы, если вдруг замечу змееголова. Натыкаюсь в камыше на следы древней цивилизации. Когда-то тут стояла рыболовная артель.


Зацепив дорогущий воблер и искупавшись как положено, возвращаюсь к ребятам. Плотва клюет как из пулемета, попадаясь на все крючки сразу, но в основном мелкая. Ребята устроили подряд - двое ловят, а Серега-водитель снимает рыбу и складывает её в садок.


Я после водных процедур почувствовал себя абсолютно удовлетворенным рыбалкой и уже просто наблюдал как ловят другие, наслаждался природой, разгулявшейся стихией, дышал полной грудью свежим солоноватым воздухом и ел вкуснейший арбуз, веселя ребят ценными советами как поймать три красноперки на два крючка. Кое-что наловили - и такая рыбка конечно же тоже радовала ребят даже после побед над Сечанкульскими монстрами.


Лишь под самый закат ветер стих немного, подарив ночной покой всем, кто так устал этим тяжелым днем, прожитым на озере Тудакуль.

рыбалка, спиннинг, Тудакуль, фото, Бухара, змееголов, Отпуск-2010

Previous post Next post
Up