Сегодня я хочу написать для моих студентов.
Дорогие мои, вы знаете, что Вахтангов и Мейерхольд считали, что грим должен быть скупым. Вахтангов предлагал "изгнать из театра театр", вот точная цитата: "Я хочу, чтобы в театре не было имен. Хочу, чтобы зритель в театре не мог разобраться в своих ощущениях, принес бы их домой и жил бы ими долго. Так можно сделать только тогда, когда исполнители (не актеры) раскроют друг перед другом в пьесе свои души без лжи… Изгнать из театра театр. Из пьесы актера. Изгнать грим, костюм".
А вот что пишет прекрасный Игорь Ильинский в своих
воспоминаниях (кстати, если вы их не читали, рекомендую, это, так сказать, "театр в разрезе"): "Мейерхольд с первых и до последних дней моей работы с ним никогда не придавал большого значения гриму. Сложные гримы он вообще не признавал и не любил. Он не любил гумозных носов, наклеек и прочего. Признавал же только разве что волосяные наклейки. Сам же он и рассказывал нам, как гримировался Садовский, чуть подчеркивая углем только глаза и брови и оставляя неизмененным свое лицо. Мейерхольд, как актер и режиссер, был на том же уровне мастерства, как Давыдов и Чехов. А про их методы перевоплощения я уже рассказывал выше.
Мейерхольд, я помню, очень хвалил грим Чехова - Хлестакова. Он мне говорил, когда я по своей любви к внешнему перевоплощению перегружал себя гримом в какой-либо роли: «Посмотрите, как гримируется Чехов. Я видел, как он минимально гримируется. Он только замазывает брови и, оставляя верх своих бровей, подчеркивает их тоненькой линией. Это дает ему удивленный вид. Вот и все»".
Кстати, я нашел в интернете фотографию Чехова в роли Эрика 14:
Театроведами такой грим считается классикой "гротескного грима", об этом можно почитать в очень толковой статье, которую я обнаружил по этой
ссылке. А наша с вами любимая комедия дель арте - это так называемый "жанровый грим", вы с ним плотно работаете. Но вот давайте сравним две совершенно разные трактовки этого грима. Посмотрите: Пьеро Вертинского и Пьеро Мейерхольда:
Вы только посмотрите, Вертинского узнать невозможно, а Мейерхольд узнаваем с первого же взгляда! Хотя, конечно, элемент некорректности такого сравнения имеется: Вертинский позирует фотографу, Мейерхольд - художнику. С другой стороны, они оба позируют. Они понимают, что именно этот образ будет запечатлен и останется в веках... Или не понимают?..
А что выбираете вы?..