Тутаев

Mar 17, 2023 11:06

День 2. День 1.
В этой поездке нам повезло трижды. Во-первых, все три дня была солнечная и безветренная погода. Во-вторых, небольшой морозец исключал снежную кашу под ногами. И в третьих, мы поехали в Тутаев в нужном нам автобусе, то бишь, на Борисоглебскую сторону. А могли бы усвистать на Романовскую. Остановки находятся на одной площади. Я в тот момент и не вспомнил, что моста в Тутаеве нет, а Волга делит город на две половинки.  Водитель спросил:
- В Тутаев?
- В Тутаев, - согласился я, и напрочь исключил возможную мыслительную деятельность.

Прежнее название города - Романов-Борисоглебск, основан в 1238 году. В 1918 году новая власть его переименовала. В обсуждении предлагались названия: Ленинск, Луначарск, Разин, Коммунар-Спартак, Володарск, Тутаевск. Победил Луначарск-Тутаевск.Через год оставили Тутаев. Перед войной хотели переименовать в Менделеевск. В наше время пытались вернуть городу старое название. Но воз и ныне там.

1. От трассы до Воскресенского собора чуть больше километра.

Фото
Строился Воскресенский собор 35 лет, с 1652 года по 1687, на деньги купцов и простых посадских людей. В советское время его не закрывали.

В храме семь престолов. В верхнем летнем: в честь Воскресения Христова, в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, святителя Николая, первоверховных апостолов Петра и Павла; в нижнем зимнем: Смоленской иконы Божией Матери, священомученика Харлампия, святого Иоанна Предтечи.

Под крышей яркие фрески на библейские сюжеты.

В соборе находится знаменитая икона Спаса Всемилостивого, самая большая старинная икона в мире. Её размеры внушительны - 3,2х2,78 м. Изначально она располагалась в куполе деревянной церкви в честь святых князей Бориса и Глеба. Такие образы называли «небом». Когда церковь обветшала, на этом месте построили Воскресенский собор.
Дважды в год проводятся крестные ходы с иконой через Волгу на Романовскую сторону.

В соборе находятся мощи святого исповедника Георгия Седова, они были обретены в 2001 году. В середине прошлого века Егор Егорович Седов был старостой Воскресенского собора и подвергался гонениям от безбожной власти.

По пути к источнику, от собора до него около ста метров.

2. Источник Николая Чудотворца.

Родник имеет несколько названий: «Святой», «У 5-ой столовой», «У Фарта», «У Воскресенского собора».

Есть же счастливые люди, которые живут рядом с источником. Можно обновляться хоть каждый день. Глубина здесь по грудь, вода не ледяная, икры ног не схватывает.

Из купальни выхожу совсем другим человеком.

3. Спуск к Волге. Чёрная точка внизу - это я. А за спиной громада Воскресенского собора.

Казанская Преображенская церковь на Романовской стороне.

Не утерпел, стащил у блогера pohod_vosemvrat.
Вид на Борисоглебскую сторону.

Восхождение.

Б. Кустодиев. Гуляние на Волге. 1909. Изображена Романовская сторона города Романова-Борисоглебска.
На другом берегу Воскресенский собор. Сегодня между берегами курсирует речной трамвайчик «Борис Кустодиев». Набережную Романовской стороны называют Кустодиевским бульваром. В Тутаеве самая широкая улица в мире - 500 метров: четные и нечетные дома - на разных берегах реки.

Фото.
Местами сохранилась кованная чугунная решётка, длина бульвара всего 236 метров. Ох, придётся, видимо, летом сюда приехать. К тому же здесь на романовской стороне в Покровском храме знаменитая икона «Прибавление ума». Вроде бы уж куда больше то, а хочется. Маловато будет.

4. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Борисоглебской стороне в километре от Воскресенского собора. Автор фотографии: Евгений Ермаков

У этого же блогера - pohod_vosemvrat - прочитал историю, как восстанавливалась церковь:
«После СССР храм стоял полуразрушенный. Когда его передали верующим, не было крыши, и верх церкви приходилось просто затягивать пленкой. Однажды в церковь пришел какой-то неизвестный человек. Он посмотрел на ее печальное состояние, ничего не сказал, ушел. А через день вернулся, поставил в церкви чемодан, сказав, что это на восстановление церкви - и снова молча ушел, не назвав своего имени. Больше его никто не видел. Чемодан открыли - а там куча долларов. И на эти деньги храм удалось полностью восстановить».

Мне довелось видеть такого же жертвователя. Мы тогда строили храм в Санкт-Петербурге. Наш начальник провожал какого-то человека, они попрощались. Машина уехала. Увидев меня, начальник тихо сказал:
- Он только что оплатил все работы по кровле в Тихвинском монастыре.
Спустя год Тихвинская икона Божией Матери после 60 лет хранения в США вернулась в отреставрированный  монастырь в Тихвине.

5. На обратном пути зашли в Парк советского периода.
Парк маленький, весь в берёзках, в центре статуя Ильи Тутаева, погибшего в 1918 году. Скульптуры Михаила Калинина, Максима Горького, Владимира Маяковского и Льва Толстого привезены из разных мест. Фигуры пионеров точные копии парковых скульптур 50-ых годов.

Машины времени. Говорят, что ещё Волга была. Не вернулась с ремонта.

Скульптуру Ленина подарил Ярославский вагоноремонтный завод.

Будь готов отдать все силы
Делу славному отцов,
Послужить Отчизне милой
Будь готов!
- Всегда готов!

Да, они бы в Верхний Ларс не убежали...

Парк находится на улице Петра Шитова, он в 1942 году под Калугой повторил подвиг Николая Гастелло. Из пяти братьев Шитовых погибли на фронте четверо.

6. Третий храм Борисоглебской стороны находится рядом с автостанцией.

Фото
Церковь назвали в честь священномученика Вениамина, (Воскресенского), епископа Романовского. Его арестовали в 1927 году. Из его слов на допросе: «Я... говорил... о научном просвещении, что полнота научного просвещения ведёт к вере, а к неверию ведёт недостаток такового». Епископ Вениамин скончался в тюремной больнице города Красноводска в 1932 году.

Строительство храма осуществлялось по инициативе жителей города и на народные средства. - Когда читаю такие слова, то создаётся ощущение, что будто бы я и сам принимал участие в строительстве. Как тут не вспомнить платоновское: «Без меня народ не полный».

Автостанция - слишком звучное слово. Обыкновенная остановка на трассе, зато автобусы идут через каждые десять минут. Я заметил, что обратная дорога всегда кажется короче. Мы вернулись в Ярославль ещё засветло.

Окончание следует. Третий день в Ярославле. День 3.