Крещенские истории

Jan 20, 2022 15:36

Этот пост написан 8 лет назад.

19 января православные христиане празднуют Крещение Господне, или Богоявление. Вот уже 14 лет наливаю крещенскую воду в храме в эти дни. Люди приходят преимущественно невоцерковлённые. Встречаются даже атеисты. По традиции пришли, или родственники попросили.

Прихожане стоят внутри, молятся на литургии. Тем, кто пришёл позже, в храме поместиться возможности нет, приходится ждать. Отстоять 2 часа на холоде - подвиг. Маленький, но подвиг. 17-20 лет назад при двадцатиградусном морозе народ стоял четыре часа.

Воду, освящённую после церковной службы, быстро разбирают. Тогда опять наполняем чаны. Священник служит снова молебен, и так два дня подряд. Во многих храмах после литургии освящают воду, потом только доливают. Разбавленная имеет аналогичную силу. Но тогда многие не узнают, как проводится молебен. Не услышат удивительные крещенские песнопения: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию».

Чтобы получить желаемое, людям приходится дожидаться окончания молебна. Своеобразное принуждение к миру, терпению, молитве и другим добродетелям.

13-14 лет назад вода заканчивалась быстро. За день насчитал 14 молебнов. Церковь в честь великомученика и Победоносца Георгия вмещает меньше ста человек. Позже построили ещё два храма. Храм на острове в честь преподобного Сергия Радонежского рассчитан на 250 христиан, В храм Рождества Христова в двунадесятые праздники приходят на службу до 1000 верующих.



Санкт-Петербург, Средняя Рогатка. Храм великомученика и Победоносца Георгия. Построен в 1995 году. Первая каменная церковь, построенная в городе после 1917 года.

Начинается праздник 18 января церковной службой. И вот, литургия закончилась. Выходит протоиерей, поёт тропарь «Глас Господень на водах...» В храме тишина. Наконец, молебен закончился, начинается проповедь. Люди терпеливо слушают. А куда денешься?
Священник поздравил присутствующих с праздником, окропил крещенской водой. И ушёл.

Людей накрывает сначала волнение. Самые нетерпеливые пытаются протиснуться поближе к чанам. Да кто же их пропустит? Понятно, что воды хватит, но слаб человек. Как вот так взять и пропустить другого, если он тут не стоял? Прихожанам легко, привычка к терпению присутствует. Остальным значительно труднее. Далеко не каждый способен сохранять спокойствие.

Возникает шум, начинается некое столпотворение. Иногда выходит священник. Строго вразумляет православных, это помогает. Правда, ненадолго.

Наконец, эмоциональные женщины набрали воды и ушли. Ситуация нормализуется. Люди успокаивается, некоторые начинают пропускать вперёд себя пожилых или женщин с детьми. Помогают друг другу уложить ёмкости в сумки. Получив воду, православные подходят к иконам. Покупают свечки, подают записки о молитве за родных.

Появилось свободное пространство и слышится голос: «Запускайте ещё 50 человек!» Люди замёрзли, ведь стояли на морозе больше двух часов. Слышится треск пустых бутылок. Проходит несколько минут суеты. Выстраивается 3-4 очереди, наступает тишина.

Бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на работу других людей. Это правда. Десятки глаз внимательно следят за процессом нашей работы. Многие благодарят, поздравляют с праздником. Другие пытаются сунуть деньги за работу. Мы с пониманием относимся к такой благодарности. Показываем, где стоит кружка для пожертвований. Отвечаем на вопросы.

Некоторые, вытаскивают из сумок 5-6 бутылок, извиняются: «Здесь на всю лестничную площадку». Выделяем тех, кто пришёл с банками и бидончиками. Им наливаем без очереди. Кто-то уносит домой литров 10-15 крещенской воды. Некоторые протягивают одну малюсенькую бутылочку. Обычно, молоденькие девушки. Понятно, они не жили в СССР, жизни не знают.



Храм прп. Сергия Радонежского. Построен на острове в 2001 году.

Священник после каждой проповеди рассказывает о крещенской воде, Великой Агиасме. Вода за эти два дня одинакова, освящается одним чином. Довольно взять бутылочку, а дома доливать из-под крана. При благоговейном отношении свойств не теряет длительное время.

Православные слушают внимательно, но просят наливать доверху. Так вернее, концентрированнее. Да, встречались такие мнения. Нам не жалко, наполняем ёмкости под завязку. Правда, очередь движется медленнее, но и время для подвига увеличивается. Попутно делаем замечания, чтобы на бутылках не было этикеток неподобных. Поначалу каких только ёмкостей не несли. С водочными этикетками, винными, пивными. Однажды обнаружили в бутылке камешки. Видимо, для большего усиления.

Некоторые воспринимают замечания недовольно, но большинство даже извиняется. Обещают дома перелить воду в стеклянную посуду, купить наклейку. Мы верим. Сегодня бутылок с водочными и винными этикетками не приносят. Любители искупаться настроены решительно: «Почему здесь нет проруби для купания?»

Неистощим на выдумки наш народ. В нашем приходе появилась такая байка:

Желательно набрать воды во время колокольного звона поочерёдно в трёх церквях. Смешать вместе, тогда это будет самая сильная вода, трёхзвонная. Ещё Достоевский писал, что в России врут не из практической выгоды, а чтобы произвести впечатление. Такой языческий подход вызывает смех. Только как православные разберутся в информации о Великой Агиасме, если храм посещают два раза в год?



За Георгиевской церковью храм Рождества Христова. Он имеет 17 куполов, являясь таким образом самым многокупольным храмом города. Высота колокольни 41 метр.
Справа мостик к Сергиевской церкви.

Воду разливаем и на третий день, освящённую поздним вечером 19 января. К обеду она заканчивается, а народ идёт. Священник служит молебен, но уже малым чином. Чин великого освящения положен только 18-19 января.

Народу в церкви уже немного. Входит бабушка, озирается по сторонам. Подходит к нам, тихонько спрашивает: «Ребятки, я дала крещенской водички котику. Вторые сутки спит, не просыпается. Не знаю, что делать». Бабушку успокоили. Возможно, котик единственное живое существо у неё дома.

Входит дед, глаза светятся. Идёт прямо на нас и заявляет: «Я никогда не ходил в церковь, ничего не умею. Но очень хочу ходить. Что мне делать?» Мы сначала опешили, потом направили к священнику. Только у алтаря заметили, что дед в шапке.

Один приходит в храм, чтобы ему стало лучше. Другой, чтобы он сам стал лучше. Из проповеди: «Кто пришел сюда за водой, тот с водой и уйдет. А кто пришел за Благодатью Божией, тот унесет в своих бутылочках именно эту целительную и помогающую Силу, Свет и Радость». Душа просит теплоты, передышки от суеты, утешения. Святая вода приносит покой и мир в душу.

Пожилая женщина спрашивает, как правильно перекреститься. Невыдержанная прихожанка устыдила бабушку. У женщины умер муж, и она первый раз в жизни пришла в церковь. Показал, как перекреститься. Она не отреагировала на слова прихожанки. Молча наложила на себя крестное знамение и спросила: «Правильно?»

Молодая пара со счастливыми лицами крутятся около своего трёхлетнего ребёнка.
- Мальчикам надо снимать шапки в церкви, - обронил я.
Пару минут родители убеждали отпрыска. После чего «глава семейства» пожаловался:
- Вы знаете, а он не хочет.

Конечно, все мы далеко не совершенны. Одни видят свои недостатки, другие о них даже не подозревают. Апостол Павел писал: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». В дни праздника Крещения Господня каждому даётся ещё одна возможность понести тяготы друг друга.

З.Ы. 2021 год.

Непослушная

Праздник Крещения Господня. В храме малолюдно, в течение дня тянутся за водичкой пенсионеры. Будний день. Старушка (про таких говорят - божий одуванчик), лет восьмидесяти, опираясь на палку, достаёт пустую баклажку. Разливальщица Аня наполняет бутыль крещенской водой. Бабушка что-то недовольно высказывает. Я прислушался.
- Не ходи в храм, - мне говорят. - В этот день вся вода святая. Набери из крана и пей. А в храм ходить не надо.
Наши женщины с улыбками укладывают баклажку в сумку. Не переставая ворчать, бабушка разворачивается, и медленно, вперевалку, стуча в пол клюкой, направляется к выходу.
Повернулась вполоборота и кивком поблагодарила:
- Спаси, Господи.

2022 год.

Народу ходит всё меньше и меньше. Впервые мы разливали воду только два дня.
Работу закончили 19 января в 19.00. В храме Рождества Христова за два дня раздали шесть тонн. Это в три раза меньше, чем 5-10 лет назад.
Мужчина 60+ пожаловался:
- Вчера в Кронштадте нас в Морской собор не пустили, вход только по QR-коду.
Сегодня это называется - откюярили.
Чтобы не заканчивать на грустной ноте, немного высказываний святых отцов Церкви Христовой:

Святитель Симеон Солунский:
«Вода Крещенская - хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссозидающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу».

Святитель Григорий Палама:
«Вместе с Собою Христос внедрил в воду благодать Святого Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых в воде находился Сам Он и Дух Его».

Святитель Лука Войно-Ясенецкий:
«Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач».

Рассказ, Фото, Храмы, Православие, Праздники

Previous post Next post
Up