Грезы о духовной революции

May 02, 2017 14:55

Источник
«Только с верой в бессмертие, человек постигает истинный смысл своей жизни на земле»
Ф.М.Достоевский
"Духовный опыт, который накопили мировые религии, это опыт очищения собственной совести. Потому что жить по совести, это относиться к ближнему, как к самому себе. И если человек способен жить по совести, то никакая религия ему не нужна. Но вот беда, жить по совести редко кто может, хотя большинство из нас уверены в обратном.

Потому и нужна церковь -больница для тех, кто считает себя духовно больным и бессильным справиться со своими болезнями - греховными страстями. И Бог - это врач, который помогает тем, кто его попросит об этом, слышите - попросит через раскаяние, молитву, причастие, если говорить о христианстве. Надо же понимать, что без молитвы нет религии, потому что связь с Богом человек может установить только через личную молитву.

Только духовная культура дает оптимистический ответ на вопрос о смысле жизни - душа человека вечна и жизнь будущего века зависит от того, как ты к ней подготовишься в земной жизни. Ты можешь в это не верить, но знать об этом ты должен, чтобы у тебя был выбор.

Выбор, от которого зависят твои главные убеждения - по каким правилам - добра или зла прожить свою земную жизнь.

…. разум не ограниченный духовной любовью, неизбежно ведет к ненависти, даже если истоком концепции является человеколюбие. Нацисты в Германии уничтожали детей-инвалидов и психически больных ради, как они считали, … любви к расе и нации.

Святые Отцы утверждают - там, где нет любви, нет Истины. Там, где «светлое будущее» пытаются строить на ненависти, там не будет ни тысячелетнего рейха, ни коммунизма, ни всемирной глобальной империи. Поэтому все заявления об «истории латвийского успеха» в обществе, в котором ненависть уже давно стала доминантой отношений власти к своему народу - не более чем словоблудие. Не экономика, а идеология определяет будущий успех, потому что экономика строится по идеологическим лекалам. Это духовный закон, определяющий, что дух творит формы своего бытия.

Однако мыслители эпохи Просвещения были уверены, что не духовная жизнь, а именно знание способно обеспечить свободу и процветание наций. Апостол Павел о таком подходе писал: «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Коринф. 8:1). Понятно, что речь идет не о том, чтобы отказаться от знания, речь идет о том, чтобы контролировать применение знаний с помощью духовно-нравственных норм. Такой контроль обязателен, потому что сами по себе знания не имеют нравственных основ, их можно использовать как для добра, так и для зла. И чаще всего разум без духа ведет к ненависти.

Однако для поклонников гуманизма Апостол Павел не был авторитетом и Великая Французская революция унесла жизни примерно двух миллионов человек - огромное по тем временам количество, разрушила церковь, но знание и свободу не обеспечило и порок не был побежден. Потому что порок - категория духовного, а не научного мира, и побеждается духом, а не рациональной логикой.

Свобода - это, когда есть альтернатива выбора. Но если мир только и исключительно материален, то любой выбор всегда обречен на материальное. Настоящая свобода - это свобода выбора между материальным и духовным. Понятия добра и зла предполагают в человеке свободу выбора. Но добро - категория духовного мира. Зло рождает сам человек, предаваясь своим страстям. Апостол Иаков так и говорит: «Бог не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ((Иак.1:13).

Свободен духом тот, кто перестал ощущать историю своего народа, как внешне навязанную, а начал ощущать, как внутреннее событие в духовной действительности, как свою собственную историю. Свобода духа в этом случае проявляется в выборе, который исторически обусловлен, ибо у человека есть примеры из собственной истории и возможность такого выбора. Но этот выбор имеет одухотворенный смысл, потому что история своего народа есть история воплощения духа народа в развитии его традиций.

Знание лишь тогда продуктивно, когда оно направлено на поддержание духовной любви и служит ей. Не знание, а укрепление в обществе духовной любви определяют могущество человека и нации, потому что Бог не в силе, которую рождает знание, а в правде, которая заложена в Божественной Истине и передается через духовную любовь. И потеряв Божественную Истину не нужно жаловаться на то, что в нашей жизни не осталось добра и что ненависть становится доминантой в отношениях. Мы сами сделали такой выбор.

Известный российский исследователь Л. В. Кудрявцев отмечает: «Крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные - осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнями его населения».

….Идею нельзя победить силой, идея сидит в голове и привязана к одной или нескольким духовным ценностям. Однако можно заменить духовные ценности идеи, Савлы могут стать Павлами, но такие преображения возможны только на духовном уровне. Поэтому для борьбы с русофобией необходимо создание идеологической защиты, в основе которой будут духовные ценности Русской цивилизации. Нужна идеология, способная сокрушить русофобию. И такая идеология сегодня в России создается - это патриотический русский консерватизм или традиционализм. О смыслах новой идеологии очень точно сказал автор фильма «Гибель империи. Византийский урок», епископ Тихон (Шевкунов): «Если мы наконец не сделаем все, чтобы дети в нашей стране узнали и полюбили великие имена и подвиги своих предков, то люди нового поколения вынуждены будут выбрать для себя в герои тех, кого им навяжут, а не тех, о ком мы не нашли ни возможности, ни времени рассказать».

А вот что касается авторов глобализации и «нового мирового порядка» - самих США, то здесь уместно привести мнение ярого антикоммуниста и советского диссидента Ф.В. Кавелина. Он писал:

«Если допустить, что все население Советского Союза с одной стороны и Соединенных Штатов с другой - возымело бы твердое намерение жить в строгом соответствии с Евангелием, при этом не в кальвинистском, а именно в Православном его понимании, что произошло бы с социальными системами в той и другой стране?

Совершенно очевидно, что в силу прекращения конкурентной борьбы и классовой эксплуатации, а также полного падения спроса в таких отраслях производства, как индустрия наслаждений, роскоши, военное производство, капиталистическая система немедленно прекратила бы свое существование.

Что же касается социализма, то столь же очевидно, что в случае всеобщей нравственной евангелизации, социалистическая система достигла бы величайшего расцвета, ибо все стали бы добросовестно работать, справедливо распределять и умеренно потреблять. Ясно, что это привело бы к невиданному росту общественного богатства».

Серьезное научное и духовное осмысление советского проекта началось в 90-е годы и продолжается до сих пор. Казалось бы, какой смысл анализировать то, что не может быть восстановлено и следовательно не имеет практического значения?Оказывается смысл есть, потому что СССР был первой в истории уникальной попыткой создания общества социальной справедливости на основе права на жизнь для каждого. Советский проект доказал, что коммунистическая ересь земного рая невозможна, а вот социалистический проект, дающий право на жизнь каждому вполне возможен и успешен.

Никогда и нигде больше евангельские заповеди не были воплощены в более полной форме, чем в советском проекте. Это совсем не означает, что был достигнут какой-то предел в их воплощении, но эта попытка оказалась жизнеспособной и показала всему миру, что нет более прочного идейного фундамента для социальной конструкции воплощения духовной любви, чем евангельские заповеди. Проект выстоял в тяжелейшей войне, возродился в рекордно короткие сроки после войны, показал колоссальный потенциал развития. Именно этот потенциал советского проекта вызывает лютую ненависть как левых, так и правых либералов до сих пор.

Более того, в отличие от коммунистической ереси, опыт советского проектауже востребован.Неолиберальный дьявол продолжает пахать землю, превращая в хаос все на своем пути, но сеет в нее и будет сеять Христос.Противостоять дьявольской глобализации может только христианство с его формами,вот почему по мнению президента Российского философского общества академика В.С.Степина мир ожидает новая духовная революция, сравнимая с той, которая осуществилась в эпоху Ренессанса и Реформации. Духовная революция в отличие от социальной, «не разрушает до основания», всегда опирается на духовные традиции нации и рождает новые социокультурные ценности и формы воплощения духа,тем самым дается дальнейший импульс прогрессивномупреображениюобщества. Можно предположить, что поиск новых социокультурных ценностей и форм пойдет через анализ следующих положений, как исходных предпосылок для развития.
Тогдашние «прорабы» не понимали или не хотели понимать, что советское общество представляло собой очень бледный образ Царства Божия без Бога и его развитие следовало искать не в марксизме или неолиберализме, а в духовно-культурных традициях русской цивилизации.
Бухвалов Валерий

Православие, Россия, СССР

Previous post Next post
Up