Сегодня Русская Православная Церковь чтит память Святых Царственных Страстотерпцев. Или попросту говоря - особо поминает царскую семью, расстрелянную большевиками.
В связи с этим, обновляю один из своих старых материалов - с минимальными поправками.
Не злопыхательства ради. Как раз наоборот - хочу напомнить историю. Потому что история имеет свойство повторяться, когда её забывают...
В 1914 году, в России царил всеобщий патриотический подъём. Ну как же - Россия ведь вступала в справедливейшую войну, на стороне обиженных "братушек", которых обязательно следовало защитить. Наша страна просто не могла не вступить в ту войну, которую позже историки назовут Первой Мировой.
Да и чего было опасаться-то?
На стороне России выступила не только союзная Франция, но и Британская империя (что стало неожиданностью для немцев), а чуть позже ещё куча стран, в том числе и враждебная прежде Япония.
На всех фронтах русские войска одерживали победы - особенно на австрийском.
Правда, на немецком вышла потом осечка - но русские быстро подтянули подкрепления, поэтому никакой катастрофы не случилось и там...
Следующий, 1915 год - оказался очень тяжёлым для России.
"Вдруг" выявилось, что Россия - довольно отсталая страна, управляемая некомпетентными людьми.
На всех фронтах кроме турецкого, начались тяжёлые поражения. Русская армия отступала, оставляя Польшу, Литву, Курляндию, Волынь, Западную Белоруссию... Воевать было реально нечем. Разутые солдаты, по ночам ходили в штыковые атаки, чтобы добыть себе патроны и обувь. А на оккупированных территориях австро-венгерские войска устроили массовые казни тех украинцев, которые, во время прихода туда русских, приняли Православие...
В 1916 году, ситуация стабилизировалась. Благодаря мужеству простых русских солдат - фронт устоял. А благодаря невероятной трудоспособности русских рабочих и крестьян - армия была обута, одета, накормлена и снабжена необходимым количеством оружия и боеприпасов.
В кратчайшие сроки был построен новый город и порт Романов-на-Мурмане (будущий Мурманск) и к нему, через болота, тайгу и гранитные скалы, проложили железную дорогу.
Северным путём в Россию пошли морские конвои с техникой и вооружением от союзников.
Оклемавшаяся русская армия перешла в контрнаступление (так называемый "Брусиловский прорыв") и достигла неплохих результатов, поставив на грань катастрофы Австро-Венгрию.
Увидев такие дела - на стороне России в войну вступила Румыния...
Но остальные фронты не двинулись вперёд - хотя у них оружия и боеприпасов было побольше, чем у Брусилова, хотя была чёткая договорённость что они перейдут в наступление сразу же после того как станет ясно, что наступление Брусилова удалось.
Немцы в это время, не обращая внимания на разбегающихся австрийцев и венгров, бросали в бой против наступающих войск Брусилова даже обозников. Их командующему Людендорфу, как он впоследствии вспоминал, временами казалось, что фронт вот-вот рухнет...
В конце концов, исчерпав все боеприпасы и людские силы - армия Брусилова остановилась на достигнутых рубежах.
А Румыния была разгромлена австрийцами и болгарами...
Конечно, Брусилова поздравляли и награждали.
Но у всех был вопрос: Почему не шевельнулись другие фронты?
А потому - как стало быстро выясняться - что Грише Распутину, видите ли, сон плохой приснился, - и он отсоветовал царю и царице наступать...
Всем становилось предельно ясно, что власть прогнила и впала в маразм.
Наступило предгрозовое молчание.
Примерно как у Пушкина в "Борисе Годунове", финальные слова: "Народ безмолвствует".
Безмолвствовать ведь тоже можно по-разному.
Безмолвие далеко не всегда означает согласие, или покорность. Порой это затишье перед бурей.
И вот наступил 1917 год...
В феврале нарыв лопнул. В столице (Санкт-Петербурге) произошёл переворот.
И армия признала путчистов законным правительством.
Растерявшийся царь, оказался в своём походном поезде, между мятежной столицей и мятежной армией.
Сейчас трудно сказать, как поступили бы войска, если бы царь проявил решительность и прибыл на фронт - или как поступили бы жители, жандармы и гарнизонные войска столицы, если бы он осмелился прибыть в Санкт-Петербург.
Более того - он мог ведь двинуться в Москву, в которой (как позже выяснилось) было много его сторонников.
Но царь был деморализован и подписал отречение.
Существует версия, что отречение было подписано простым карандашом - а потому, строго говоря, юридической силы не имело. Николай якобы поступил так потому, что всерьёз отрекаться не собирался - просто желал попугать дворян, в расчёте что они прибегут к нему на поклон.
Если это так, то приходится признать, что царь был не так уж глуп и хорошо понимал то, чего не понимали свергнувшие его дворяне - что они ТОЖЕ, нафиг не нужны русскому народу, без царя. Веками цари держались поддержкой дворян (само слово "дворянин" - происходит от корня "двор"; то есть люди, служащие при дворе и поддерживающие своего господина), а дворяне за это имели привилегии от царей. Царь без дворян - ничто. Но и дворяне без царя - ноль...
Однако такими вещами как отречение - не шутят.
Такими вещами НЕЛЬЗЯ шутить.
С этого момента царь был обречён.
Но и те люди, которые его свергли - тоже были обречены.
Потому что сами они - очень мало отличались от приближённых царя. Такие же лощёные господа, с таким же воспитанием, столь же далёкие от народа и чуждые ему.
Этих людей, которые сформировали так называемое "Временное правительство" - вполне можно сравнить с сегодняшними либералами-белоленточниками, которые настроены против кремлёвской власти сугубо из-за каких-то личных обид, малопонятных и неинтересных простым людям. А так-то они практически ничем не отличаются от тех, кто сегодня у власти. Просто одни довольно хрюкают у кормушки, а других (о ужас!) от кормушки отпихнули. Ну вот и обиды, вот и игра в оппозицию...
Люди, свергнувшие царя, не понимали, что они народу такие же чужие как и царь. Просто на момент переворота никого иного под рукой не оказалось - вот и позволили этим временно порулить.
Наверное господам дворянам казалось, что замены им в России просто не существует.
Ну в самом деле - кто кроме них?
Да, где-то в маленькой захолустной Швейцарии, окружённой фронтами воюющих между собой государств, сидит мало кому известный чудак по кличке Ленин.
Ну пусть сидит там дальше. До конца войны ему всё равно оттуда не выбраться.
Да, в далёкой Канаде, в городе Галифакс, пребывает под арестом некий господин Троцкий - журналист из не слишком известных.
Ну так посмотрите на карте, где Канада и где тот Галифакс (пассажирской авиации в те времена не существовало)...
Да, где-то под Туруханском, в глухом селе Курейка (посмотрите на карте, где находится Туруханск), прозябают в ссылке вообще никому не известные Сталин и Свердлов - мелкие бандиты, которые сами по себе ничего не значат.
И где же потенциальные конкуренты?..
Наверное и сейчас господа Навальный и Касьянов полагают, что альтернативы им просто нет, и быть не может в принципе.
Да, где-то в ИГИЛ воюют какие-нибудь немногочисленные экстремисты из России.
Да, где-нибудь в Гуантанамо продолжают сидеть ещё какие-нибудь единичные террористы российского происхождения.
Да, где-нибудь в российских тюрьмах и лагерях прозябают разные националисты, запачканные в какой-нибудь уголовщине.
А те которые на свободе - вызывают скорее снисходительную улыбку, чем страх.
Ну и кто ж там против Касьянова с Навальным?..
Разумеется, в 1917 году дело закончилось тем, чем оно ОБЯЗАТЕЛЬНО должно было закончиться.
Как только рухнула хоть как-то работавшая государственная машина - моментально вылезли изо всех щелей и стали группироваться более решительные и более реально мыслящие личности, чем случайно пришедшие к власти дворяне.
Это примерно так же, как после крушения Советского Союза, в 1991 году - на удивление быстро появилось огромное количество хорошо организованных и вооружённых криминальных банд.
И в октябре всё того же 1917 года, наступил трагический но закономерный финал всего политического спектакля...
На фото - последние защитники Зимнего дворца (Временного правительства) - женский "Батальон смерти".
Нет, я как бы ни на что не намекаю. Просто напоминаю...