Собор села Кукобой - живописнейший храм, сооружение высокого художественного уровня, считается одним из красивейших на Ярославской земле. А на мой вгляд и на всей русской земле этот храм занимает ярчайшее место среди шедевров архитеткурных.
Для многих он покажется перегружен деталями. Да, есть такое. Но я, как любитель псевдорусского стиля в полном восторге от этого чуда русского зодчества. Кроме своей неординарной внешности, история храма примечательна одним интересным фактом: освящение храма проводил митрополит Ярославский Тихон - будущий Патриарх Московский и Всея Руси.
В центре села Кукобой величественно возвышается Спасский собор, созданный в начале XX века. Храм поражает своей красотой, изумительными пропорциями, богатейшей орнаментикой из белого облицовочного камня. Выполнен в традициях так называемого «псевдорусского стиля».
Первое упоминание о селе Кукобой было в купчей князя Ивана Кемского (царского воеводы) на деревни в Пошехонье (1526г.). В тексте купчей сказано, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев. Это значит село принадлежало монастырю.
В 1859 году в Кукобое (Кукобово) имелось всего 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь (1836г.). В 1885 году в Кукобое была открыта первая школа, находилась она в избе крестьянина Соколова, а в 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника Дмитрия Всехсвятского.
Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской.
В начале ХХ века Кукобой становится центром духовной культуры и образования. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю П.И. Любомудрову. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты.
В 1909 году прикатил к землякам крупно разбогатевший уроженец этих мест Иван Агапович Воронин.Жил он в Петербурге на Невском проспекте, д. 144, с женой Марией Герасимовой, богатой вдовой (вот так деревенский Ивашка и разбогател). И понеслось: с 1871 года числился петербургским купцом 2-й гильдии, с 1878 - купец 1-й гильдии, позднее получил чин действительного статского советника. С конца XIX в. - владелец Товарищества Ткацких Мануфактур, в которое входило 6 петербургских предприятий легкой промышленности с общим количеством рабочих около 3 тыс. человек; директор Товарищества Кирпичных Заводов. Член Учетного комитета Государственного банка. Был одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов.
"Встреча Ивана Агаповича Воронина с представителями власти Подорвановской волости
Пошехонского уезда в мае 1914г. в с. Кукобой. (И.А. Воронин в центре)"
Иван-то скупиться не стал - только на храм выделил миллион рублей золотом, пригласив знаменитого петербургского зодчего,автора проекта Морского собора в Кронштадте, Василия Косякова, предоставив тому полную творческую свободу. И зодчий не подвёл - многочисленные гости, съехавшиеся в 1912 году на освящение храма,
единодушно признали, что ничего похожего на Руси нет. Освящение храма проводил митрополит Ярославский Тихон - будущий Патриарх Московский и Всея Руси.
Стены «кукобойского чуда» облицованы не обычным кирпичом, а бело-розовым, полым внутри, производившимся только в Финляндии и служившим не только стройматериалом, но и теплоизолятором. Доставлялся кирпич водным путём, упакованный в бумагу. Из Финляндии происходила и изумительной красоты черепица, покрытая глазурью цвета морской волны и предназначенная для лицовки шатров колоколен.
При ближайшем рассмотрении видно, что местами облицовачный кирпич отвалился, как и выцвела и отвалилась чеперпица на кровле колокольни.
И не скажешь, что всё это было построено 100 лет назад умельцами самого села. В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела- строители, каменщики, плотники, резчики. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Строительство храма было завершено за 3 года.
Само изящество!
Шатровое крыльцо. Здесь наиболее заметно, что облицовка храма рушится.
А внутрь не попасть. Видимо, открыт он лишь по праздникам. Но насколько известно, роспись в храме не сохранилась. Её (росписи) почему-то не наблюдается и в 1935 году. Или храм не был расписан или её быстренько и успешно забелили.
"Слёт колхозников-стахановцев. 1934 год."
А вот как выглядело крыльцо в 1912-ом...
Миллиона царских рублей хватило и на храм, и на новую школу за рекой, так как в старой стало тесно, и на три каменных здания для больницы, приюта для старых и обслуги.
Есть и другая версия постройки этого храма. Толковали, что на строительство пошли не только личные средства Воронина, но и денежки из бюджета «Союза Михаила Архангела» - черносотенной организации, некогда отколовшейся от небезызвестного «Союза русского народа». Воронин был известным членом «Союза Михаила Архангела», и толки, видимо, имели под собой основания - на освящение храма Воронин приехал в форменной одежде «союзников», а на хорах храма имелась специальная вместительная «ложа», предназначенная единственно для членов «Союза».
Вот такая интересная история столь необыкновенного храма, затерявшегося на границах Ярославской и Вологодской областей.
Дореволюционные фотографии взяты с сайта
http://sh-prv.edu.yar.ru/letopis_kukoboya.html via Ещё по теме "Храмы России" :
Новые православные храмы России. 1990-2010-е гг. Фотообзор (Часть 1) ;
Новые православные храмы России. 1990-2010-е гг. Фотообзор (Часть 2) ;
Новые православные храмы России. 1990-2010-е гг. Фотообзор (Часть 3) ;
Новые Храмы России. Архитектура как символ возрождения. Фотообзор ;