О СМЕРТИ, О ЛЮБВИ

Jul 28, 2017 06:43



Наверно, я очень комично выгляжу в глазах окружающих: вполне себе взрослый мужик, который собирает и складирует магазинные чеки, билеты в кино, дамские затычки и прочие маловразумительные предметы или бумажки. Всё это барахло не имеет ни малейшей материальной либо практической ценности, но любовно сортируется и тихарится мной по дальним уголкам жилья в качестве экспонатов будущей фантасмаго­рической экспозиции, которую сам я иронически именую «Музеем капитал-шоу».


ОСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ВРЕМЯ



Я не настолько самонадеян, чтобы тщить себя надеждой, будто бы мою биографию станут трепетно изучать грядущие поколения, вышедшие из недр моих тестикул, исследователи-прокудоведы возьмутся препарировать под микроскопами каждый прожитый мной день и нахерачат кучу диссертаций на основе моей судьбинушки, а прямо у покосившегося дома на улице Репина в маленьком сибирском городишке поставят мой бронзовый бюст на далёкой родине. Ни рылом, ни биографией для подобных почестей я явно не вышел. Зато тешусь глупой мечтой: в возрасте, когда память ещё не подводит, а маразм пока не настиг, целыми днями я буду торчать в своём персональном музее, любовно разглаживая выцветшие бумажки, перебирая фото давно умерших людей и в который раз заново переживая события, важные исключительно для меня. А потом все эти запасники с сомнительными ценностями вышвырнут на помойку мои непочтительные наследники, изглаживая из памяти людской всякий зримый след того, что я когда-то существовал и топтал землю, мать её ети. Если что и останется, так лишь миллионы буковок, посеянных мной в интернете и на страницах печатных изданий.



Но зато каждый из человеков обладает неповторимыми, отданными временем во владение лишь ему одному сокровищами. Они клубятся сказочными миражами в глубинах мозга, где каждая секунда висит кристальной капелькой росы. Туда не войти и даже не заглянуть постороннему: сколько ни всматривайся извне в глаза ближнего своего - во тьме не различишь редкостных вещиц, висящих по стенам сознания, обыденных драгоценностей, мерцающих под хрустальными колпаками; и только каждый из нас, время от времени запрокинувшись в собственную память, способен вызвать к жизни свет угасших звёзд и пройтись по музею, заключённому в крохотном средоточии своей черепной коробки. А сколько лувров и эрмитажей со смертью всякого сущего сметает холодное пламя, сколько дворцов и хранилищ исчезает бесследно, обращаясь в липкую вонючую жижу разлагающейся мёртвой плоти!



С десяток лет назад у моей тогдашней подруги (кому шибко любопытно - могут в деталях ознакомиться с хроникой этих затейливых семилетних отношений ВОТ ТУТ) умер отец. Она сообщила об этом, позвонив мне по телефону на работу, по-детски всхлипывая и скуля на одной долгой высокой ноте. Отец её помер хуёво: совершенно ещё не старый мужик, в свои пятьдесят четыре года позабытый бывшей женой и взрослыми детьми, он выпал из жизни, из-за пьянки потерял работу и постепенно замкнулся в стенах крохотной квартирёнки на последнем этаже, в беспорядке и мусоре, копящемся по углам. Однажды в декабре он лёг ничком на диван - трезвый ли, бухой ли - потом этого уже невозможно было определить, и сердце его остановилось. Пролежал отец в отапливаемом жилище две-три недели, пока наконец сын-тунеядец, зашедший случайно, не взломал дверь и обнаружил среди смрада своего полуразложившегося папаню. История, впрочем, совсем непримечательная для нашего дивного нового времени, и не о ней сейчас речь.



Ранее мы ни разу не встречались с моим потенциальным тестюхой, и встреча наша произошла совсем не так, как мне представлялось до этого сотни раз. Чтобы забрать тело для похорон, я приехал в провинциальный морг, холодный, тесный и вонючий, где по углам лежали жмуры разной степени тошнотворности. Покойный, раздувшийся в лиловую лягушку настолько, что и черт человеческих нельзя было разобрать на месте, где ещё недавно было лицо, уже был готов к положению во гроб и выносу - в поношенном костюме и относительно чистой рубашке. Служитель морга подал мне снятую им с трупа толстую золотую цепь, которую алкаш как-то умудрился не пропить, и я немало подивился честности этого простого человека, не только не прикарманившего ценную вещь, но и не спросившего с меня даже маломальской расписки в получении артефакта.



После похорон мы с подружайкой отправились в квартиру её умершего отца, чтобы там - среди ещё не выветрившейся гнилостной вони - перебрать его вещи и определить, можно ли что-нибудь их них оставить в семье. По большому счёту, родных интересовали исключительно документы на квартиру, до сих пор не найденные - какое-никакое, а наследство. Ото всего остального мамка моей возлюбленной - прежде времени сморщившаяся карлица - наотрез отмахивалась, комично и брезгливо. Покопаться в квартире несостоявшегося родственника более всего хотелось мне: было очень любопытно, что же за человек умер, каким был он и что вложил за свою жизнь в голову и душу девочки, которую я любил.



Скажу сразу, что из вещей покойного в дальнейшую службу ничего не годилось, как будто все они скончались вместе со своим хозяином на манер рабов древнего правителя, вот только в могилу с мёртвым повелителем опустить их отчего-то забыли. Потомки оказались варварами, не помнящими обычаев предков, а потому ни засаленные и заношенные предметы одежды, ни заросший плесенью пустой холодильник на кухне, ни находящийся при последнем издыхании телевизор, ни сервант с отваливающимися дверцами, - весь этот хлам просто не мог отправиться в другую жизнь с новыми хозяевами. Я уж не говорю о диване, на котором отец помер, и на котором среди скомканных грязных простыней чёрными струпьями засохли потёки его разложившейся плоти. Под матрасом на этом диване и обнаружились мной искомые бумаги, благодаря которым впоследствии бывшая жена покойного смогла ввести детей в наследство, сделала косметический ремонт в хате и поскорей сбагрила её с рук. Все потроха квартиры, само собой разумеется, автоматически отправились в мусорные баки.



А пока что мы сидели в забушлаченной конуре и разгребали залежи спортивных книг и брошюрок (до того, как окончательно запиться, покойный был тренером и за пару лет до смерти даже вывел свою футбольную команду в чемпионы Хакасии), старые книги в разодранных корешках (особенно впечатлили меня «Двенадцать стульев», распадающиеся на отдельные листочки), трогательные виниловые грампластинки, допотопные чёрно-белые фото, замусоленные записные книжки, переполненные именами и телефонами неведомых мне людей.



На вешалке в прихожей под всякими обносками неожиданно обнаружилась старая шинель солдата Советской Армии. Дочка рассказала, что свою армейскую шинель отец хранил всю жизнь, и даже в самый запойный период ему в голову не пришло бы сбыть шинельку кому-нибудь по дешёвке, как невозможно предать друга, с которым вместе немало пройдено и пережито. Я сразу ощутил внутреннее родство с человеком, которого никогда не видел живым. Я и сам донашиваю вещи до крайности: вовсе не из жадности, а потому что уютно обустраиваюсь в них, и до последнего мига мне жалко оставлять их, как родной дом, в котором пережито немало счастливых и траурных моментов.

НА РУИНАХ ЧУЖОЙ СУДЬБЫ



Несколько лет назад я снимал комнату в огромном семейном общежитии, где, по моим подсчётам, проживало около тысячи человек. Густонаселённый дом, в котором обитал и я, был своего рода перевалочной базой, огромным пирсом, от которого временами отчаливают и к которому то и дело пристают грузовые лодчонки с нехитрым человеческим скарбом. А в то время, пока одни вещи перетаскивают туда-сюда плечистые и слегка пьяные грузчики, другие предметы, призванные создавать жилой уют, - всякие там диваны, тумбочки, светильники и пледы - лежат грудами на асфальте и выглядят вне обжитых стен особенно абсурдно и жалко, как сизые осклизлые кишки, выпотрошенные мясником из туши животного и брошенные на солнцепёке - на радость мухам.



Моё окно на первом этаже выходило аккурат на мусорные баки, и всякое утро я мог наблюдать, как жизнерадостные алканавты наполняют огромные картонные коробки отбросами, которые накопились в мусоропроводе за сутки, и, весело матерясь, влекут отходы к бакам. Всюду жизнь. Помню, как-то однажды алкаш вытащил на свет божий совсем уж печальный груз. Видимо, накануне в нашем доме склеил ласты какой-нибудь одинокий старикан или бабка, и вот небритый чистильщик волок на помойку всё, что осталось от имущества усопшего: одним узлом было серо-бурое ватное одеяло, во втором были увязаны поношенные и драные шмотки, на которые не польстились даже соседские нищеброды.



Мужик безразлично швырнул тряпьё к мусорным бакам и ушёл, но вскоре вернулся. В руках у него были два старых фотопортрета в застеклённых самопальных рамках - из тех, что в былые времена торжественно висели в каждом доме на видном месте (это сейчас фото близких людей в лучшем случае гнездятся в бумажниках, по соседству с купюрами и банковскими картами, а в худшем - пребывают в компьютерном анабиозе, откуда их вытаскивают на экраны мониторов лишь изредка, чтобы похвастаться по пьяни перед гостями). На выцветших портретах, изрядно подправленных ретушью, были двое: чубатый парень в мешковатом пиджаке и с напряжённо вытаращенными глазами; со второго портрета смотрела миловидная девушка с локонами по моде сороковых годов и в кофточке с белым кружевным воротничком. Алкаш бросил портреты в мусорный бак, и стекло на одном из них сухо треснуло…



А неделю назад мы с моей марушкой ездили в Томск, где она до этого не бывала ни разу. За три дня я стоптал ноги буквально до жопы, таская свою маленькую женщину по улицам города моей юности, гордо показывая ей исторические и собственные достопримечательности. Надо сказать, что от старого Томска с каждым годом остаётся всё меньше и меньше: сибирские Афины смахивают на молодящуюся пенсионерку, которая - вместо того, чтобы с достоинством нести свои благородные седины - мазюкает помадой морщинистые губы, совсем не обращая внимания на драные немодные башмаки и плохо подтёртое гузно.



Понаехавшие нувориши, не имеющие никакого отношения к коренным томичам, суетливо обустраивают своё жизненное пространство, и потому, как вражьим десантом, город оккупирован точечной застройкой: там и сям на месте старых деревянных домов, помнящих ещё юного революционера Серёжу Кострикова и загулы купца Кешки Кухтерина, вырастают вставные челюсти торговых центров из стекла и бетона, офисных зданий и пафосных жилых муравейников. Несмотря на иллюзорный подъём, благоустройство Томска ужасающе: на содержание архитектурных памятников денег нет, городские дороги разбиты в хлам, поиск обычной урны для мусора превращается в занудный квест, а дворы зарастают бурьяном.



В один из таких дворов я затащил марушку, чтобы та вдохнула аромат старого Томска и взглянула изнутри на незавидное бытие простых томичей. Во дворе между зданиями, где в советские времена находились кондитерский магазин «Белочка» и кинотеатр «Пионер», расшеперился грузовик, сюда же выходила дверь в одну из псевдоинновационных контор, каковых с лёгкой руки Чубайса развелось по стране видимо-невидимо. Двухэтажный кирпичный домишко в глубине двора оказался заброшенным, и сквозь выбитые стёкла можно было увидеть разруху его внутренностей. Марушка заглянула внутрь, потом что-то повлекло её за угол, откуда она и поманила меня взволнованным голосом.



У стены валялась груда мусора, точнее, выброшенных кем-то старых вещей. Видимо, очередной насельник дома недавно завершил свои дни, а прыткие детки, захватив наследное жильё, избавились от ненужного им барахла. Прямо в грязи валялось письмо, на листке которого мне удалось разобрать начальные строки: «Здравствуй, мой дорогой брат Николай!», а коробочки от лекарств и детские рисунки (внуки всё-таки бывали в гостях у стариков) соседствовали с посудой советской эпохи и несколькими древними фото, наклеенными на паспарту.



Первое, явно дореволюционное, изображало группу бравых вояк в фуражках и папахах, с каменными лицами стоящих и сидящих в три ряда. У одного из них в руках была гармошка, а прямо перед группой на полу были разбросаны пучки сена да для чего-то торчал потешный игрушечный собак. Не иначе как символизировал верных псов царского режима.



На второй фотографии - уже явно тридцатых годов - группа товарищей разного возраста (скорее всего, соседи или коллеги по работе) расселась на ступеньках деревянного барака, и ещё две девчушки случайно попали в кадр. Кто были все эти люди на снимках? А может быть, среди них находились деды или родители покойного хозяина осиротевших вещей? Увы, никто этого уже не узнает и не расскажет никогда…



По счастью, марушка моя - такая же барахольщица, как и я. Переглянувшись, мы забрали с собой фотографии и несколько предметов посуды, исторической ценности не представляющих, но ценных совсем другим. Я убеждён, что у всех вещей есть атомарная память, и они навечно запоминают голоса, запахи и прикосновения людей, пользовавшихся ими. Пара уродливых керамических кувшинов и таких же кружек, нелепая латунная ваза да стеклянная сахарница (что ещё могла иметь обычная советская семья в ту баснословную эпоху) отныне будут жить бок о бок с нами, пока смерть не разлучит нас.



Всякий человек жив до тех пор, пока на земле сохраняется его могила и пока остаются люди, помнящие его. Но если даже ни того, ни другого уже нет, земное существование личности, отправившейся в загробный мир либо в ёбаную нирвану, продлевают вещи, перешедшие по наследству новым хозяевам. И если однажды ночью меня разбудит чужой сон с незнакомыми персонажами, который кто-то демонстрирует в моей голове, как знать, не покинувшая ли этот свет душа даёт знать о себе через бытовые ретрансляторы, мирно стоящие на комоде.

image Click to view



Я ненавижу заканчивать свои тексты риторическими вопросами, как это любит делать прошмандовка Лена Миро исключительно с целью спровоцировать говнотёрки в комментариях, но сегодня как раз тот случай, когда задать вам несколько вопросов мне очень хочется.
А что делаете вы с вещами ваших покойных родных?
Есть ли у вас в доме предметы из прошлого, напоминающие о давно ушедших людях?
Воспитываете ли вы своих детей в уважении к памяти предков или будете после своей смерти накрепко забыты неблагодарными детьми и внуками?

И да хранит вас аллах или как его там.

эстафета, провинция, гибель, женщина, родственник, смерть, жопа, отчаяние, Кемерово, годовщина, Сергофан Прокудин, Сибирь, пенсионер, архив, ужоснах, история любви, фотография, старуха, Россия, мои меамуры, любовь, старость, марушка, алкаш, Хакасия, мудаки, бляди, пиздец, преемник, путешествие, родословная, воспоминания, Томск, ханжество, СССР, предательство, ложь, история, траур, морг, завещание, лицемерие, наследство, Кузбасс, мурочка, отец, память

Previous post Next post
Up