ВСПОМНИЛОСЬ, ЧТО ЖИЛ...

Nov 20, 2010 15:14




Пятилетний короед смотрит в объектив своими глазёнками-вишенками серьёзно и немного настороженно. Фотосъёмки в его жизни пока - большая редкость.


Пацанёнок живёт с отцом и матерью в частном доме небольшого пгт, каких раскидано по огромному Советскому Союзу сотнями тысяч. В детский сад он не ходит, родители целыми днями пропадают на работе, и потому малец проводит время с семидесятилетней бабкой Олей или пожилой тётушкой Аней, которая, не имея собственных детей, любит его без ума.

С бабкой неинтересно - она старая. Короед сбегает от неё на улицу, где больше свободы и где можно вволю исследовать огромный мир. Как-то раз, по лету ещё, он со своими корешами - целым выводком ребятишек из большой немецкой семьи - на целый день упорол на речку Моховку, чтобы попытаться там наловить майкой рыбы. Рыбы, конечно, он не поймал, зато хотя бы не утонул, а дома огрёбся пиздюлей от отца, потому что вся семья сбилась с ног, разыскивая дорогую пропажу. В другой раз он в одиночку отправился отыскивать что-то своё, и был остановлен двумя случайными женщинами, которых удивило, куда это поздним вечером за городом чешет по обочине дороги маленький шкет.

Жизнь пацанёнка ещё трогательно проста и ничем не примечательна. У него есть две любимые игрушки: тяжёлый карболитовый автомобиль и целлулоидная кукла. Настоящее авто он купит себе только в сорок шесть лет, зато живыми куклами будет интересоваться всегда. Он ещё не подозревает о другом предназначении своего крохотного стручка, хотя недавно уже был заинтригован странным устройством письки Маринки Власовой, соседской трёхлетней девчонки, в которую он дико влюблён.

Недавно малец научился по пулемётному быстро читать, и теперь не представляет своей жизни без букв. Дома небогато с детскими книжками, и потому он глотает всё, что попадается в руки - «Хождение по мукам» Алексея Толстого, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Добро - для добрых» благополучно забытого ныне советского писателя Анатолия Парфёнова, - вылущивая что-то из каждой взрослой книги своим незрелым умишком и откладывая это в ёмкой памяти.

Пацанишка с ума сходит по музыке и то и дело торчит у радиоприёмника, подмигивающего, как Змей Горыныч, единственным зелёным глазом индикатора настройки. Мать, вывезенная отцом замуж из деревни, захватила с собой в семейную жизнь целую кучу хрупких шеллачных пластинок с колхозными частушками и эстрадными песнями, которые он давно знает наизусть, но слушает с проигрывателя неустанно снова и снова, подпевая невидимым дяденькам и тётенькам писклявым голосишком.

Мальчонка любит газировку, которая за 27 копеек продаётся в стеклянных полулитровых бутылках - всякие там «Крем-соду» и «Буратино». Ему нравится смотреть сквозь жёлто-зелёное бутылочное стекло на свет и представлять себе, будто он живёт в подводном дворце, среди шевелящихся света и теней. Щенку и в самых смелых фантазиях не приходит в глупую башку, что в своей жизни ему предстоит выпить, помимо газводы, ещё много пива, вина и водки, которую дядя Володя, брат матери, здоровски умеет опрокидывать в себя целыми стаканами - за один глоток. А вот дворца у этого пацана так и не будет - ни подводного, ни наземного.

Жить он станет затейливо: то путано, то беспутно - в постоянных поисках лучшего. Или иного. Периодически будет забираться в жизни высоко, а потом - то от скуки, то под оплеухами судьбы - снова и снова терять всё, становиться нищим и гонимым. Он полюбит странное занятие - забавы ради дёргать фортуну за хуй, дразня сильных мира сего, и потому постоянно будет огребаться лишениями. Он то и дело станет уворачиваться от соблазнов социума, всякий раз по-детски радуясь тому, что мир опять не смог уловить его в свои сети. Ему встретится в жизни один-единственный настоящий друг, но такой, который стоит тысяч мимолётных приятелей. Он переберёт несметное количество женщин, каких-то смертельно обижая своим несносным скорпионьим характером, а после каких-то собирая в кучу осколки своего сердца, но - страстно желая быть главой большой и дружной семьи - так и останется одиноким. Он наделает собственных плодов любви, которых не сумеет толком вырастить и с которыми так и не найдёт взаимопонимания. В общем, всё по определению классиков: религии не создал, учеников растерял, мёртвого Паниковского не воскресил.

Что самое поразительное, несмотря ни на что этот гадёныш очень часто будет ощущать себя счастливым, а что ещё нужно для того, чтобы расценивать свою жизнь как проживаемую не зря?

Ко всему прочему, выросший пацанёнок получит бесценный божий дар - удачно составлять слова, одно к другому, - который, как и многое другое, беззаботно просрёт из лени, по недостатку амбиций или из опасения пошатнуть равновесие мира. Зато в одну из своих взрослых днюх, хлебнув дешёвого вина, он сядет за комп и набьёт этот текст, вглядываясь в своё детское фото.

Время пронизано мириадами туннелей из прошлого в настоящее и обратно. Все наши дежа вю - это не осознаваемые нами мимолётные прорывы сквозь поток времени. Благодаря им мы изредка и на чуть-чуть можем прозреть ещё несбывшееся будущее либо тщетно пытаемся вызвать к жизни былое.

Пятилетний короед смотрит в объектив своими глазёнками-вишенками серьёзно и немного настороженно. Мне хочется верить, что сейчас в бликах фотолинзы он неясно различает полуседого, грузного и коротко стриженого незнакомого мужика, которой напряжённо всматривается издали в своё незамутнённое и невозмутимое прошлое.

Видишь ли ты меня оттуда, малец?

Видишь ли ты оттуда меня, господи?!

Вот он я, Серёга, живу на этой земле.

image Click to view



ДРУГИЕ ПОСТЫ ЦИКЛА «МОИ МЕАМУРЫ»:

ДОЖИТЬ ДО ДВЕНАДЦАТИ

МИЗЕРИ МИЗЕРАБЛЕЙ

САМЫЙ ОТВЯЗНЫЙ ОПРОС ЭТОЙ ВЕСНЫ

МОЯ БОРЬБА

ФИЛОСОФИЯ ПЯТНИЧНОЙ ПЬЯНКИ

женщина, долг, детство, родословная, воспоминания, Сергофан Прокудин, Сибирь, днюха, распиздяй, праздник, пир духа, ребёнок, история, мои меамуры, бабка, любовь, Кузбасс, пьянка

Previous post Next post
Up