ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛИ?

Oct 31, 2014 09:42



Посмотревши в подростковом возрасте шукшинскую «Калину красную», я возгордился до неприличия. Ещё бы: главный герой фильма носил одинаковую со мной фамилию. И ещё долгие годы спустя после этого, знакомясь с какой-нибудь очередной симпатичной тёлкой, я кокетливо интересовался у неё: «Калину красную» видела? Так вот: я - Прокудин!»



ЛЮБИМЦЫ БОГОВ



Происхождение фамилии Прокудин само по себе очень любопытно.

Когда-то фамилий на Руси не существовало вовсе, и хер знает, как славяне умели без них идентифицировать друг друга при общении, когда вокруг поголовно просто Ваньки да Маньки. Кардинальным образом ситуацию изменили лишь граждане Великого Новгорода, которые собезьянничали и переняли у литовцев обычай давать фамилии. Московские князья да бояре начали приобретать фамилии только в XIV-XV веках, а крестьянское быдло ещё несколько столетий довольствовалось кликухами, пока традиционное ныне Ф.И.О. не вошло в обиход.

Как известно, все нормальные фамилии в русском языке ведут происхождение от имени отца (ну, это для людей с бедной фантазией, расплодивших по свету немереное количество Ивановых, Петровых, Сидоровых да всяких там Архиповых), от рода занятий, от места проживания или от забавных погонял, которыми древние соплеменники награждали друг друга.

В этимологии фамилий заключается много интересного  и порой непонятного для наших современников. Скажем, фамилия Целовальников вовсе не говорит о том, что пращур этого рода любил ебашиться с кем ни попадя в дёсны, а, совсем наоборот, был суровым мужиком и торговал бухлом в трактирах. При приёме на работу он взасос целовал крест, божась, что не будет разбавлять выпивку ослиной мочой, что и привело к образованию столь нестандартного прозвища. А то ещё знавал я когда-то во славном городе Томске мента по фамилии Чернописка. И сдаётся мне, что его далёкий предок таки не имел обыкновения мыть свой хуй.

В праславянском языке существовало слово «кудо». Впоследствии в русском языке оно трансформировалось в существительное «чудо» и в глагол «чуять». Но древний корень опять-таки чудесным манером сохранился в слове «кудесник» - человек, способный творить чудеса. Помните, как у нашего всего Пушкина вещий Олег херачит со своей дружиной по полю, а из леса навстречу ему выходит древний волхв. И князь со всем почтением интересуется у дедули: «Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?». Дальше, как известно, волшебник нагнал жути на Олега, да так, что князь по доброй воле отказался от любимого коня, но эта прикольная история выходит за рамки моего исследования.

Кроме «кудесника», в русском языке сохранилось и ещё одно слово с древнющим корнем - «прокудить» (творить чудеса или попросту чудить - но уже безо всякой магии). От него образовалось прозвище Прокуда, которое получал, как правило, человек злопамятный, вредный, проказливый или даже пакостный, но одновременно изворотливый, предприимчивый, обладающий сильной интуицией и умеющий удивлять окружающих.

Моего деда по отцу деревенские соседи - то ли со зла, то ли от зависти - иногда обзывали евреишкой, хотя откуда было взяться жидам во глубине сибирских руд в те далёкие времена. Скорее всего, дед Проня был не дурак и умом выделялся среди своих недалёких односельчан, иногда поражая их своими суждениями или умело объёбывая порой. Этот фамильный неформат я ощущаю в себе с детских лет, что позволяет мне надеяться: глядишь, к старости, когда надоест чудить, и я постепенно превращусь в настоящего мудрого еврея.

Одно могу сказать после многолетнего изучения своей родословной: все известные мне Прокудины (а Шукшин недаром дал такую фамилию своему герою) крепко почудили за жизнь, наособицу выделяясь своими характерами из общечеловеческого потока.

МЫ - НЕ РАБЫ. НЕ БАРЫ МЫ



Прокудины - старинный дворянский род, происходящий от одного из воевод Куликовской битвы. Пётр Горский, если верить легендам, вышел из Золотой Орды, то есть был татарином. На Куликовом поле воевода Пётр настолько поразил великого князя Дмитрия Донского своей храбростью, что тот отдал ему в жёны княжну Марью, происходившую аж из династии Рюриковичей, а также наделил «вотчиной, Гора называемой». От названия удела и образовалась фамилия Горский.

А вот уже внук Петра, Прокофий Алферьевич, видимо, был ещё тот злой дух. Правда, о его чудачествах и проказах никаких исторических сведений не сохранилось, но не зря ведь современники дали Прокофию прозвище Прокуда. Так Горские постепенно стали Прокудиными, и эта фамилия начала свою жизнь в русской истории.

В беспокойные времена российского средневековья Прокудины успели и повоевать на благо Отечества, и проявить себя на службе государевой. Так, Семён и Григорий Ивановичи Прокудины погибли в бою при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, а Василий Иванович Прокудин сидел воеводою в Суздале при царе Алексее Михайловиче.

Только в 1792 году роду Прокудиных удалось хотя бы отчасти избавиться от сомнительного фамильного наследства своего предка Прокофия и изменить фамилию на Прокудины-Горские. Из поколения в поколение они служили офицерами конных полков, при этом отмечены в роду и литераторы, и меценаты.



Особливо выделяется в череде Прокудиных мой тёзка Сергей Михайлович Прокудин-Горский, до сих пор влёгкую опережающий меня по частотности поисковых запросов в интернете. Пионер цветной фотографии в России, за семь лет Прокудин-Горский объехал с фотокамерой едва ли не все уголки обширной Российской империи и сделал по изобретённой им технологии почти две тысячи цветных снимков, которые отражали все сферы жизни тогдашнего общества. Впрочем, всех желающих побольше узнать о Прокудине-Горском я могу адресовать к неплохому документальному фильму Леонида Парфёнова «Цвет нации» или к сайту библиотеки Конгресса США, которая в 1948 году приобрела всю коллекцию фотографий Прокудина-Горского.

А теперь забудьте на хуй всё, что я написал в этой главке.

К только что описанному высокопоставленному роду Прокудиных отношения я никогда не имел. Вообще всегда скептически относился к ублюдкам, которые тщатся возвести свой род к несуществующим дворянским корням, и не ощущаю в себе ни капли голубой крови. Все Прокудины, бывшие моими предками, крестьянствовали, крепко стоя на земле и на своих ногах в любых условиях, куда только забрасывало их изменчивое и причудливое течение российской истории.



ДРУГИЕ ПОСТЫ ЦИКЛА «В ПОИСКАХ КОРНЕЙ»:

КЕРЖАЦКОЕ СОЛНЦЕ

О ЦЕЛИНЕ И НЕМНОГО О ЦЕЛКАХ

ПАШКА, ЛЮБИМЕЦ БОГОВ

в поисках корней, долг, народ, кержак, детство, царь, родословная, воспоминания, Сергофан Прокудин, староверы, Сибирь, фамилия, рассказ, этимология, история, Россия, религия, бабка, Прокудин, власть, отец, летописи

Previous post Next post
Up