10.09.2008
Одесский Национальный Филармонический Оркестр.
Дирижёр - Хобарт Эрл (Одесса).
Первое отделение:
Лорен КАЙЗЕР (р. 1949)
"Эрос" (2007).
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791)
Симфония № 39, Es-Dur, KV 543 (1788).
Второе отделение:
Рихард ШТРАУС (1864-1949)
Симфоническая поэма "Жизнь героя", Op. 40 (1898).
Соло скрипки в оркестре: Евгений Кострицкий.
Суматоха первых недель начавшегося учебного года несколько улеглась, можно вернуться к дневнику - тем более, что в филармонии открыт новый сезон.
Сегодняшний концерт открывало произведение современного американского композитора Лорена Кайзера (Lauren Keiser) "Эрос". Кайзер явно не последний человек в музыкальной жизни США - он главный редактор и президент музыкального издательства
Carl Fischer music. В последнее время его имя более известно в связи с повальным закрытием сайтов, предоставляющих возможность бесплатного скачивания нот. В качестве общественной нагрузки Кайзер тянет лямку организатора ежегодного национального праздника школьной музыки в США "Музыка в наших школах". И сочиняет музыку.
Трёхчастное произведение "Эрос" посвящено Кайзером своему учителю, Кшиштофу Пендерецкому (Krzysztof Penderecki). Отличное, действительно чувственное, однако вовсе не пошлое и не вульгарно-физиологическое сочинение. Все три части ладят друг с другом, нет ни намёка на конфликт или драму: всему находится своё место и всё произведение слушается легко, без излишнего напряжения. Одновременно оно захватывает слушателя, не позволяет ему отвлечься от собственно музыкальной ткани. Безусловно мастерское произведение, прослушав которое хочется ознакомиться с другими сочинениями автора.
Оказалось, что Кайзер присутствует в зале: моментально пошёл за автографом. Вблизи г-н Кайзер - отличный, улыбающийся белозубой американской улыбкой, дядька с открытым лицом, производящий впечатление преуспевающего и обеспеченного человека - конечно же, он таковым и является. Ни тени чванства или зазнайства: к нему подошло человек пять, не больше, - и каждому он искренне улыбнулся, пожал руку, всё время повторяя "спасибо вам" и "это честь для меня". Рядом с ним находилась переводчица, однако работы у неё не было: худо-бедно несколько благодарственных фраз на английском смог связать каждый любитель автографов (даже я: меня это, надо сказать, удивило, поскольку языковой среды не имею лет десять, а это не может не сказываться), что вызвало неподдельное изумление г-на Кайзера.
Далее шла моцартовская 39-я симфония. Понятно - Моцарт. Понятно - шедевр. Но сложилось впечатление, что этот шедевр готовился маэстро Эрлом и оркестром по остаточному принципу: всё ушло на произведение Кайзера - и донесение авторского замысла, и разработка дирижёрской интерпретации, и отделка технических деталей. А для Моцарта ничего не осталось: ведь это же МОЦАРТ - и так сойдёт, гениальный композитор выручит своей музыкой, можно не напрягаться.
Здесь я должен отступить для пояснения: я чрезвычайно уважаю маэстро Эрла и высоко ценю всё то, что он сделал для одесского оркестра. Достижения Эрла и оркестра очевидны - тем сильнее удивляет явная халтура. Какое там - интерпретация! Халтура была на уровне техническом. Такое ощущение, что оркестрантам раздали ноты и сказали: "Парни, это Моцарт. Вы все его играли триста раз. Поэтому займёмся Кайзером. Сделаем это!" Результат предельно плачевен, крайне неприятно резанул такой подход к Моцарту. А если учесть, что это открытие сезона - вовсе печально становится...
После антракта - Рихард Штраус с фундаментальной "Жизнью героя". Партия скрипки была исполнена Евгением Кострицким - я уже слышал его в
прокофьевском втором скрипичном концерте (и тогда его скрипка мне не то что не понравилась, а оставила равнодушной). Сегодня же совсем другое дело: и скрипка звучала и Кострицкий явно был в ударе - безусловно талантливый парень.
Такое вот неоднозначное начало нового концертного сезона.