Пятая Прокофьева

Feb 20, 2009 22:21

        Одесский Национальный Филармонический Оркестр.
        Дирижёр - Янг Чил Ли (Южная Корея).

Первое отделение:
                Михаил ГЛИНКА (1804-1857)
                        Увертюра к опере "Руслан и Людмила" (1842).
                Сергей РАХМАНИНОВ (1873-1943)
                        Концерт № 2 для фортепиано с оркестром c-moll, Ор. 18 (1901).
                                Солист: Георгий Черкин (фортепиано).

Второе отделение:
                Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891-1953)
                        Симфония № 5 си-бемоль мажор, Ор. 100 (1944).

        За дирижерским пультом в Одесской филармонии сегодня кореец Янг Чил Ли. Программа включает в себя произведения исключительно русских композиторов. Зачем было сделано именно так - признаться, не понял. Первое отделение ничем особенным не порадовало, а что касается увертюры, так она была исполнена в каком-то настолько быстром темпе, что "Руслана" в ней признать было тяжеловато. Болгарский пианист Георгий Черкин также оставил какое-то смутное впечатление. Вообще, показалось, что оркестр "включился" лишь ближе к финалу рахманиновского концерта.
        Когда в программке прочитал, что репертуар дирижёра включает в себя Второй концерт Венявского - пожалел, что не пригласили скрипача. Венявского я бы с удовольствием послушал.

Второе отделение перечеркнуло всю невыразительность первого. К Пятой симфонии Прокофьева у меня отношение особое. Наслаждаться ею решительно невозможно - эта музыка не для услады. Тяжёлое, "низкочастотное", сатанински-ритмичное произведение, вытягивающее жилы из слушателся в первой части, выбивающее душу во второй, погружающее в меланхолию в третьей и совершенно растаптывающее в громовом и обрывистом финале.
        В таком произведении одним из главных составляющих успеха является темп. И хотя Фуртвенглер как-то обмолвился, что темп бывает единственный - он же правильный, всё же могу сказать, что Янг Чил Ли меня сегодня убедил своей трактовкой Пятой, хотя выбранный им темп очень далёк от того, к которому я привык, и в котором я представляю себе эту симфонию.
        Изначально темп был взят очень быстрый. Я даже перепугался - полностью запоротый "Руслан" в первом отделении также начинался в быстром темпе да в стиле "бабочка порхает со цветочка на цветок". Но дирижёр смог этот темп нормализовать и не то чтобы произведение подстроилось под этот темп, а как-то очень быстро, буквально секунд в 10-15 всё в симфонии стало на свои места, и Пятая зазвучала именно как повествование - то есть именно в той форме, в которой лично для меня она более всего понятна.
        Отдельно о манере дирижирования Янг Чил Ли. Сам маэстро небольшого роста, улыбчивый и, кажется, очень жизнерадостный. Когда он дирижирует, складывается впечатление танца - тело дирижёра чрезвычайно гибкое и он управляет оркестром не только посредством рук и мимики, но и движениями всего тела. Наблюдать за этим действом очень интересно и, что характерно, такое наблюдение почему-то совершенно не отрывает от собственно музыки. Наверно потому, что Пятая Прокофьева - "своё" произведение для Янг Чил Ли.

Вывод: почти как всегда - хоть впечатления и двойственные, но доволен, что попал на концерт.

Черкин Георгий, концерты, Прокофьев, Глинка, Рахманинов, Янг Чил Ли, ОНФО

Previous post Next post
Up