29.09.2008
Государственный камерный ансамбль "Киевские солисты".
Дирижёр - Богодар Которович (Киев).
Первое отделение:
Антонио САЛЬЕРИ (1750-1825)
Симфония "Veneziano", D-Dur (?).
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791)
Кончертоне для двух скрипок, C-Dur, K 190 (1774).
Солисты: Соу Янг Юн (скрипка), Роман Курилов (скрипка).
Второе отделение:
Антонио САЛЬЕРИ (1750-1825)
Симфония "Il giorno onomastico", D-Dur (1775).
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791)
Симфония № 40, g-moll, K 550 (1788) - заявлена была Симфония № 29, A-Dur, K 201 (1774).
Четвёртый день пятидневного II-ого Фестиваля "Дни Давида Ойстраха в Одессе". Выступает Государственный камерный ансамбль "Київські солісти" под управлением художественного руководителя и главного дирижёра ансамбля Богодара Которовича.
Послушать этот ансамбль я хочу уже несколько лет, а сам Которович является достаточно известной и неординарной фигурой. В общем, на концерт шёл с большими надеждами.
Предварялся концерт вступительной речью ведущей. Всё, как у нас заведено: лучше испохабить украинский, но не сказать на русском - твёрдое "г" и русизмы обильно украшали её краткое выступление. Удачное начало концертного вечера.
Выступление киевлян было тематическим. Тема "Моцарт и Сальери". Которович, взяв слово перед выступлением, пояснил сложную историю интерпретации взаимоотношений Моцарта и Сальери; особое внимание руководитель "Киевских солистов" обращал на недостоверность пушкинской трагедии. По сути, речь Которовича представляла собой реферативно-тезисное изложение работы Бориса Кушнера
"В защиту Антонио Сальери", и не думаю, что большинство из 250-300 собравшихся в зале слушателей почерпнули из речи какие-то сенсационные для себя сведения. Основная идея и задача концерта: внести посильный вклад в дело восстановления доброго имени Антонио Сальери. За это намерение я долго и старательно аплодировал.
В первом отделении - "Венеция" Сальери. Поскольку с симфонией я знаком, а интерпретировать там особо нечего, то я сконцентрировался на игре музыкантов.
В первую очередь, конечно, - сам Которович. Я и ранее слышал о его достаточно спорной манере дирижирования, но за пультом видел впервые. Да, манера специфическая (мягко говоря) - прыжки, приседания, несколько резковатые (как бы "внезапные") движения рук. Сложилось впечатление, что дирижёр в голове не проигрывает симфонию на долю секунды вперёд, а заставляет оркестр играть, так сказать, "онлайн", не оставляя музыкантам времени для собственно реакции на дирижёрский жест.
Впрочем, это вовсе не мешало оркестру выступать достаточно технично и слажено: то, что оркестранты ясно отдают себе отчёт в том, чего от них хочет дирижёр, становилось понятно с первых же секунд звучания каждого из исполненных на концерте пяти произведений. Понятно, что программа тщательно отрепетирована, но надо отдать должное г-ну Которовичу - музыкантов он подобрал отличных. Замечательная скрипичная группа, два неплохих альта, выразительные виолончели и контрабасы (меня удивило, насколько деликатно относится остальная часть ансамбля к контрабасам - их игра была подчёркнута тактично сбавившим звучность оркестром). Потенциально сильные духовые (несколько помарок были перекрыты хорошим общим уровнем исполнения; да и партии духовых в исполняемых на концерте произведениях достаточно сложны). А ведь участники "Киевских солистов" ещё так молоды.
В целом, данный ансамбль - несомненная удача Которовича как руководителя.
Завершало первое отделение довольно редко исполняемое произведение Моцарта - неоконченное кончертанте для двух скрипок в трёх частях. Кончертанте я никогда не слышал (хотя на CD оно у меня есть). Солировали кореянка Соу Янг Юн и украинец Роман Курилов. Оба - призёры международных конкурсов (кореянка - гран-при конкурса им. Ойстраха), оба сейчас учатся в Цюрихе, и оба - музыканты совершенно разные по стилю исполнения, по "проживанию" музыки. Атакующе-агрессивная, жёсткая и высокотехничная игра Соу Янг Юн оттенялась тёплым, задушевно-камерным голосом скрипки Романа Курилова. Не могу сказать, насколько оправданным было объединение столь разнохарактерных исполнителей в одном произведении, но впечатления от их выступления если и не одноозначные, то в целом - положительные.
Второе отделение открыло одно из самых известных произведений Сальери - симфония "Il giorno onomastico". Обратившись к залу, Которович рассказал байку следующего содержания: он не нашёл ни в одном словаре перевод слова onomastico, а потому обратился в бюро переводов, где ему, не моргнув глазом, выдали такой перевод: "Il giorno onomastico" = "Ономастический день". Шутка хороша, но как-то я сомневаюсь, что музыкант не знаком с итальянским на таком элементарном уровне... или не располагает интернетом, в котором можно перевести что угодно куда угодно.
Далее - 29-ая симфония Моцарта... должна была быть. Когда увидел афишу - помню, удивился: как? не 40-ая? не "Юпитер"? не 39-ая? и даже не 25-ая? Обрадовался, если честно. 29-ую не так часто и услышишь, вживую я имею в виду.
Но заявленной 29-ой не было. Вместо неё была... 40-ая, которая предварялась таким вступительным словом г-на Которовича, что, в общем-то, даже как-то неловко стало. Маэстро заявил, что ансамбль нашёл своё видение и трактовку симфонии, причём видение это в корне отличается от всего, что было записано и сыграно всеми коллективами и дирижёрами как прошлого, так и современности. Такая вот заявочка, после которой я слегка насторожился: и как оказалось - не зря. Интерпретация состояла из темпового противопоставления главной и побочной тем в первой части - более не услышал ничего, что особо выделяло бы прочтение симфонии.
По окончании концерта партер встал, и это явно смутило Которовича. Он ушёл со сцены, вернулся и сразу же сыграл на бис что-то из Моцарта, после чего зал опять встал. Тут Которович не выдержал и, резко взмахнув рукой, указал залу на выход, куда и сам направился, увлекая за собой оркестрантов и прощально помахивая залу.
Да, у г-на Которовича специфическое чувство юмора. В самом начале он поделился с присутствующими своей радостью по поводу того, что "Киевским солистам" не пришлось выступать в пустом зале - несмотря на то, что фестивальные концерты идут каждый день. Если учесть, что зал не был заполнен и на треть - слушалось странно. Далее Маэстро со словами: "Мне так будет удобнее" схватил микрофонную стойку и подтянул её к оркестру, поставив в метре от дирижёрского пульта. Развернулся к оркестрантам и уже готов был дать ауфтакт. Мне поплохело. Однако Которович обернулся и попросил звукорежиссёра отключать микрофон на время звучания произведений. Уффф... прям от сердца отлегло.
Завтра - закрытие. Но я на него вряд ли пойду.