Тема: Дары волхвов и роды нации
Демонстрация Даров волхвов в Москве (впервые в истории!) обернулась чередой скандалов, которые вроде бы должны были достаточно быстро закончиться, поскольку стороны почти сражу же обозначили свои позиции и исчерпали наборы аргументы, однако ж не закончились до сих пор, очевидно, являя собой симптом более глубокого, чем религиозный, раскола.
Так, «либералы» не нашли ничего лучшего, как обвинить Церковь в подтасовке, фальсификации реликвий, а народ, толпящийся в длиннющей очереди на Фрунзенской набережной - в мракобесии. А консерваторы-государственники, напротив,
обнаружили «пятую колонну», сознательно опорочивающую православную ценность и не случайно состоящую из «потомков волхвов», то есть из евреев.
Стоит ли после этого удивляться, когда
некий гражданин, с одной стороны, подхваченной волной народного паломничества, но, с другой, глубоко оскорбленный отсутствием практического милосердия в храме, попытался выместить свою обиду на одной из главных реликвий православия, чуть не скинув ее на пол. На самом деле, «услышав в голове некий голос», он просто уловил своим чутким подсознанием невидимую простым взглядом силовую линию противостояния. Но к чести подоспевший полиции, обычно тактичностью у нас не отличающейся, она это каким-то образом тоже поняла, вошла в положение жертвы борьбы идеологий и после недолго разбирательства все-таки отпустила смутьяна. Так что тот, в отличие от Pussy Riot, отделался лишь небольшим штрафом…
Но вообще у данной коллизии есть несколько аспектов.
Первый, конечно, исторический: есть ли у Даров волхвов реальный бекграунд, подкрепленный археологией или, на худой конец, спектральным анализом?
Второй - теологический: какая символика заключена в мифе о неких царях-магах, высчитавших рождение Спасителя по таинственной звезде и отправившихся с Дарами поклониться Ему?
И третий: во что это все преобразуется в болезненном восприятии россиян, измученных девиацией идеологического курса?
По поводу первого понятно: история - темна. Прежде всего, странно, что так называемые цари-волхвы после совершения ими символического жеста, описанного у Матфея (глава 2, ст. 9-11) никак в жизни молодого Иисуса не участвовали и, ответственности за его судьбу не разделили. Странно и то, что весь их подвиг исчерпался визитом. Притом, что и их замечательные дары в биографии будущего мессии никак не фигурировали тоже. Ладно бы ладан и смирна, которые они принесли - это скоропортящиеся природные продукты, имеющие значение символа, не больше, но золото, которое преподнес третий волхв Мельхиор, во всяком случае, уж точно могло быть использовано, когда семья Иисуса находилась в бегах.
Тем не менее, этот удивительный факт паломничества трех царей был совершенно как бы «забыт», да и сам Иисус ни разу о нем не вспоминал в своих проповедях даже тогда, когда ему, в частности, нужно было доказать свое божественное (по другой версии - царское) происхождение.
Объясняется это, скорее всего, тем, что легенда о дарах волхвов - это поздняя политическая вставка, призванная создать мост между Ветхим и Новым Заветами и мотивировать то, что долгожданный мессия евреев, Царь иудейский, наконец, воплотился в Иисуса Христа. (Привыкшие тысячелетиями ждать евреи действительно сомневаются в этом до сих пор.) О том писали и продолжают писать многие исследователи.
В частности польский писатель Зенон Косидовский: «Однако Матфея и Луку отличает то, что они одни рассказывают о кое-каких подробностях детства Иисуса. Именно у них мы находим исполненное очарования сказание о благовещении, о чудесах, сопутствовавших появлению на свет младенца Иисуса, о трех волхвах, избиении младенцев, бегстве Святого семейства в Египет и о возвращении его в Назарет. Марк ничего об этих событиях не пишет, из чего мы можем сделать вывод, что эта легенда появилась позже. То, что оба упомянутых выше евангелиста включили рождественскую сказку в биографию Иисуса для подкрепления тезиса о его божественном происхождении, имело колоссальные последствия. В ней нашли выражение самые сокровенные чаяния и мечты народа, она стала неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений поэтов, скульпторов, художников. Она породила произведения искусства, без которых трудно представить себе историю человеческой культуры. Перед нами один из тех случаев, когда миф сыграл в высшей степени благотворную роль, хотя он, как и всякий миф, Ветхого завета, что Иисус был предвещенным мессией, но Матфей довел этот метод до крайности. В его трактовке все события в жизни Иисуса совершались исключительно во исполнение пророчеств «священного писания»».
Собственно, и свои имена - Мельхиор, Гаспар и Валтасар, - волхвы обрели лишь в восьмом веке! Их поведал нам
Достопочтенный Беда, английский монах. А коллега, недавно окончивший православный курсы, по моей просьбе
выдал и более подробную справку, которая - понятно - становиться тем подробней, чем дальше мы находимся от описываемых событий.
Оказывается, волхвы не затерялись во времени и пространстве, а через тридцать лет после визита к яслям Христа (!) сами стали апостолами христианства. (Раньше не могли, потому что раньше христианства попросту не было.) Их якобы обратил апостол Фома в Индии, вследствие чего наши престарелые маги присоединились к апостольской деятельности, в которой, судя по всему, почему-то не снискали себе особой славы, раз от них не осталось даже имен.
Все это, впрочем, всегда было хорошо известно. Но волновали ли эти явные противоречия либералов 70-80-х годов прошлого века?
Конечно же, нет! Потому что сказ о трех волхвах и их дарах обладал огромным символическим и протестным капиталом. Ведь, прежде всего, это была трагическая история, притча, об образованных людях (магах), официальной власти (Ироде) и неформальном протестном лидере (Христе).
Достаточно вспомнить о возникшей «подставе». Согласно легенде, их высоконаучный, высокоморальный и, можно сказать, «сахаровский» подсчет траектории звезды привел не к тому, что ожидалось, к какому-то прогрессу человечества, а к… «взрыву водородной бомбы» - массовому убийству ни в чем не повинных младенцев. Ведь простодушные волхвы (на тот момент молодые образованные люди возраста наших студентов, раз через тридцать три года у них нашлись силы отправиться проповедовать), невольно выдали диктатору рождение альтернативного мира. Что буквально подтолкнуло диктатора исполнить фашистскую акцию «избиения младенцев» и стать причиной бегства Святого Семейства в Египет. Таков холодный синопсис сюжета. И вполне логично, что символический капитал такого христианства легко сплюсовался с атеистическим мировоззрением советского диссидента, становясь его личным мировоззренческим капиталом.
А с другой стороны, этот капитал старательно обесценивался официальной пропагандой, не могущей мириться с одновременным существованием двух альтернативных идеалов - Коммунизма и Царства Небесного. Известно, что священники в СССР преследовались, официальное образование полностью исключало религиозный аспект, а диссиденты, толкующие с демократических позиций религиозную литературу, воспринимались как враги государства. Тем парадоксальней, как сегодня все перевернулось!
Почему? Здесь мы не будем этого обсуждать. Но символический капитал диссидентского христианства за тридцать лет непрерывных реформ и идеологический метаний оказался полностью растрачен. Может быть, всё дело в том, что новое государство отказалось от социального идеала на Земле, что сподвигло его вложиться в идеал небесный. Так или иначе, но религиозный миф был успешно утилизирован, как советский марксизм. Интеллектуальная символика исчезла, осталось чудо в чистом виде: волхвы, звезда, дары… При этом демократам не осталось ничего другого, как наступить на горло собственной песне и разоблачать инспирированное мракобесие демоса (целующего коробочку и ждущего исцеление от болезней), как и историческую несостоятельность некогда самой человечной и самой правозащитной религии.
В этом странном развороте идеологии публицисты обоих лагерей - либералов и охранителей - пытаются найти хоть какую-нибудь новую мораль. Пока у них это плохо получается. По
Наталии Осс, воспевшую очередь в Храм: «Бедность, наивность и надежда предъявлены на скорый светский суд. И он безжалостен. Тем лучше». То есть тупо поверим, отринем научное знание и этим окончательно добьем Систему. А по
бизнесмену Малофееву, собственно, и организовавшего святой привоз, - он если в пику, то, наоборот, европейским ценностям и бог знает чему еще (заметим, что Малофеев выступал так же и за контроль над интернетом): «Мои политические воззрения связаны с православием. Ценности, которые сегодня побеждают в Европе, безусловно антихристианские и никак не могут быть близки православным людям».
Но в реальности - я думаю - это все эпизоды одной бесконечно тлеющей гражданской войны, ищущей себе все новые и новые поля для столкновения блуждающих армий. Это как в средневековье, когда полководец, завидев хороший зеленый луг, останавливался и ждал на нем приближенье врага. Так и сегодня мы ищем повод, чтобы столкнуться. Экономика, правозащита, дары. Раньше этой площадкой была Конституция, и мы за нее убили сотни две человек в 93-м, а потом про Конституцию забыли. Она больше нам не нужна. То же в конечном итоге произойдет и с мистическими дарами. Сегодня, очереди, взаимные обвинения, все
обострено до предела. Но завтра и про них забудут, зато придумают что-нибудь еще.
Мы не сформировавшаяся нация, роды еще продолжаются.