Персонаж «Война»
Выделился новый персонаж - Война. Как и все социальные персонажи последнего времени, он - велик, но немножко и амикошон, хамоват, малокультурен, не очень умен. С ним мы встретились на улицах Москвы, когда за неделю до военного парада он бесконечно долго репетировал подходы и проходы, в результате чего тряслись дома, раздалбливался асфальт, а с улиц в неизвестном направлении увозились частные автомобили. При этом в интересах некой абстрактной безопасности вас могла заблокировать и прямо в подъезде. Садовое не перейти - перекрывались подземные переходы, то ли на случай, что они не выдержат и обвалятся вам на голову (забота о человеке), то ли потому, что опасались, что вы подложите бомбу (забота о танке). А если вам вечером приходилось все-таки двигаться от Гостиного двора к метро «Охотный ряд», то вы задолго до 9 мая испытали сюрреализм слышать и что-то вроде: «Парад Победы закончился, ур-ра!». Несколько раз за вечер.
«Интересно, если власть решила чем-то своих граждан сильно удивить, то нужно ли для этого несколько раз выбегать с цирковым «вуаля!»? На окне-витрине ГУМа под брендом «Armani»живописно квартировались десантники с автоматами. Это уже напоминало сцены из американских боевиков про переворот. А по улицам - что совсем удивительно - в общем потоке разъезжали джипы с надписью «Т-34» и звездами и патриотические «Фольксвагены» с увеличенной до размеров простыни Георгиевской ленточной и наклейками по борту «На Берлин!».
Хотя в случае с «Фольксвагеном» уместнее было б «Из Берлина!»
Но вообще - не будем лукавить - парады любят все правительства мира. "Марш сюда, марш туда, на караул, где фуражка?" Вы даже не можете себе представить, вся армия одержима игрой в солдатики…» (Том Стоппард, «Другие берега»). Даже застывшие в первобытнообщинном строе - и те выводят на поляну своих полуголых бойцов, которые отплясывают нечто с копьями. В этом безусловно проглядывает обобщенная сексуальность племени. Вернее, сексуальность их племенного вождя: «Я хочу и могу». Он же и получает наивысшее наслаждение от традиции. Неважно, что не хватает средств на образование и медицину, бесплатные лекарства и аптечки в транспорте, я хочу, чтобы по Москве ездили танки и по небу летали самолеты, и - могу! Вуаля!
Другое дело, каким месседжем нагружают современные страны свои современные парады.
Несколько лет назад, в год 100-летия Антанты и 60-летия высадки союзных войск в Нормандии, я, например, был на аналогичном параде в Париже. Вроде бы и там такая же помпа. Президент в сопровождении конного эскорта Республиканской гвардии приветствует войска; члены правительства и VIP-персоны рассаживаются на почетных зарезервированных местах; в небе, как привязанный, висит вертолет службы безопасности.
Простых смертных с центральных авеню полиция теснила в улочки. По Парижу шли… танки, хотя, казалось бы, причем тут танки в день взятия Бастилии? И выписывали кренделя асы французских и британских ВВС. А довершал милитаристский абсурд кинематографические КП военных, развернутые прямо на исторических площадях Парижа. В них боевые офицеры последних войн, в которых принимал участие западный альянс, демонстрировали мирным парижанам и туристам некие загадочные «планы операции», отчего зрителей как бы втягивало в пространство «Спасти рядового Райана».
Но… тем, собственно, все и кончилось. Танки, по нашим меркам, все же были легкими, не гусеничными - они не причиняли вреда мостовым, да и никто и не позволил бы раздолбать город-музей. И НАТО тут не запугивал, скорее, давал понять о своем наличии. Причем, главное действующее - не невидимый «васек» внутри огромной зловещей тушки с пушкой, а, скорее, индивидуализированный дворянин-драгун с саблей на столь же индивидуализированной лошади, как бы обученной игре на фортепьяно.
Присутствие же британцев в тех или иных элементах французского парада объяснялось, прежде всего, тем, что основная мысль торжеств - не столько переучет военных и демократических понтов Запада, сколько «сердечный союз» доминирующих на континенте стран праволиберальной формы правления.
Вообще, надо сказать, после всеевропейского счастья по случаю падения Берлинской стены, коему уже тоже 20 лет с малым, стало как-то неприлично продолжать выставлять на обложку массовое убиение одних европейцев другими и мрачно обещать некоему «отродью человечества сколотить крепкий гроб». Может быть, на чей-то взгляд -
в частности, Ю.Крупнова, который свое эстетическое несогласие с «Яблоком» гротескно сводит на обвинение в пособничестве Гитлеру, - подобное смещение акцентов и не очень оправданно. Однако без последующего демократического Мира нет и Победы, - такова диалектика современно мыслящего всеевропейца. И ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ЭТО ВИДЕТЬ, ТРОГАТЬ РУКАМИ!
Впрочем, и у нас 65-летие Победы СССР - во многом благодаря робко-космополитической медведевской элите - модернизовано новым мотивом. Есть заслуживающее уважение желание повторить «как у людей». Россия становится в общий фронт и впервые по Красной площади прошли «участники антигитлеровской коалиции». Но, как обычно в России, эти мотивы опаздывают по крайней мере на десятилетие, из-за чего восторженность корреспондента
The New York Times смотрится чрезмерной. С одной стороны, бесчисленные оговорки, как обычно, портят дело, а с другой - свихнувшееся от пропаганды население явно не подготовлено к повороту.
Уже и сказали, что
Сталин хоть и преступник, но много и плодотворно работал. Что «
Антигитлеровская коалиция» - это не НАТО, а непонятно что. Что
американцы на Красной площади - оскорбление национального чувства: «…русский народ встревожен. Ему чудится в этом какая-то темная и опасная тайна. Он не может понять: в чем сущность порчи? Не может разгадать глубину и каверзу этой тёмной подмены. Порча священного праздника, разрушение таинственного символа веры - в глубинной подмене понятий» («Завтра», передовица «Не жуй чужую жевачку»). Что
надо готовиться к новой войне. А поскольку ее потенциальный виновник опять не указан, - то ли Китай, то ли США, то ли исламский, то ли вообще весь мир, - каждый может подставить его сам в соответствии со своими политическими пристрастиями и шизофренией.
Так что радоваться рано. Мы по-прежнему пока что не видим глаз «васька» внутри чушки с пушкой. Вот она выезжает на Красную площадь. Ур-ррра!
09 мая 2010, 19:26