Рассуждая об итогах национальных турниров, не нужно забывать, что соревнования пропускали некоторые сильные участники: в Японии - Маи Михара, в США - Цуй Тин и Ханна Харрелл, в России - Виктория Васильева, а также - Евгения Медведева, чей прокат короткой программы вряд ли можно считать полноценным. С одной стороны - не критично. С другой - фигуристок, способных набирать 38-40 / 70 и выше баллов за технику в КП / ПП по-прежнему не так уж много. Поэтому потери, как ни крути, оказались довольно-таки существенными.
Главная неожиданность: японский чемпионат, который в предыдущие два года составлял серьёзную конкуренцию российскому, стремительно утратил свои позиции. Причина, конечно, понятна: плохая форма Сатоко и Каори плюс провал в произвольной программе Мако Ямашита. Однако есть и ещё один момент: состав сильных участниц почти не пополняется за счёт «настоящих» юниорок. В этом году наконец-то сумела проявить себя Кавабе (хотя выступления на взрослом чемпионате оказалась гораздо слабее, чем на юниорском). Ханна Ёшида и Моне Чиба провалились. Шиика Ёшиока и Томое Кавабата - всё же не совсем юниорки, 2002 года рождения. Не происходит серьёзного обновления - вот и результат. К слову, похожая картина наблюдается и при переходе из новисов в юниоры. Сложно сказать, сохранится ли эта тенденция, (Кавабе, наверное, в любом случае будет прибавлять), но пока картина для японских чиновников, мечтающих «не об одной звезде, а о большом количестве равных сильных спортсменов», довольно-таки безрадостная.
После прошлогодних событий я с особым пристрастием наблюдаю за американским чемпионатом. Скажу честно: одно из самых страстных моих желаний в настоящий момент - чтобы американская женская сборная никогда больше не получила три квоты ни на ЧМ, ни на Олимпиаде. Не думаю, что Белл действовала только «из личных побуждений». Она-то прекрасно понимала, что после выхода во взрослые Алисы Лю именно её позиции - второго номера взрослой сборной, после Теннел, - оказались бы под ударом. Поэтому для Белл три квоты сборной США - вопрос первейшей важности, а сборная Кореи - главное препятствие на пути к решению этой задачи. Ничего личного, банальный расчёт.
Уровень короткой программы в некоторой степени стал неожиданностью - глядя на список участниц, я ожидал худшего. С другой стороны, мне категорически не нравится, когда некоторые фигуристки набирают неплохие баллы в короткой программе за счёт «безопасного» прыжкового набора, зато в произвольной начинают мучительно бороться со старшими тройными прыжками. Среди американских фигуристок проблема эта проявляется особенно ярко. Вот и получается в очередной раз: провести на высоком уровне весь турнир сумели только три фигуристки - Лю, Белл и Теннел (если закрыть глаза на завершающую треть произвольной программы). Из ближайшего резерва я бы выделил Иццо: у неё есть неплохие прыжки, но нет стабильности. Для американок первый пункт важнее. Возможно, через пару лет фигуристка начнёт справляться с обеими программами и войдёт в число лидеров американской команды.
Глядя на выступления канадок, я впервые усомнился в способностях канадских специалистов. Да, все мы помним, что противостояние Осмонд и Дэйльман в предыдущем олимпийском цикле стало «золотым веком» женского ФК в Канаде. Никогда прежде такого не было. Возможно, это и вскружило головы представителям тренерского цеха. В последние два-три года мы слышали немало красивых сказок про «развитие личности», «самостоятельность», «постепенный рост шаг за шагом», «продолжительную карьеру» и пр. Однако я не думаю, что конечным пунктом развития и движения шаг за шагом к вершинам является прокат произвольной программы базовой стоимостью 45 баллов (это я говорю о бронзовом призёре). Да и чемпионку никак не назовёшь обладательницей прекрасного скольжения и взрослого, осмысленного перфоманса. Слов было сказано много - результата, который подтвердил бы эти сладкие речи, нет и не ожидается. (Если Дэйльман не вернётся вдруг на былой уровень). Проигрыш в базовой стоимости в произвольной программе относительно всех остальных чемпионатов - около десяти баллов. Комментарии излишни. Единственный более-менее светлый момент: Алисия Пино таки смотрелась неплохо в короткой программе и произвольную начала многообещающе. Возможно, получила небольшую травму во время проката. Полагаю, она была единственной фигуристкой на этом турнире, кто в случае хороших выступлений действительно мог был гордо называть себя «победительницей» национального чемпионата.
Оценивать результаты мужских турниров довольно-таки сложно по одной банальной причине: дичайшие накрутки лидерам в США и чуть более скромные (из-за большого количества ошибок) - в России. Когда золотой и серебряный призёры набирают суммарно почти 52 балла надбавок в произвольной программе - о чём тут можно разговаривать и с чем сравнивать? Впрочем, нельзя не признать: американская лидирующая группа действительно продемонстрировала прокаты высокого уровня - гораздо лучше, чем на чемпионате России, где третьим стал фигурист с надбавками -5,53 балла (отрицательными, да) по сумме двух программ.
Постепенно продолжается обновление у японцев: Кагияма и Сато стали уже настоящими претендентами на призовые места (первый, собственно, и завоевал бронзовую медаль), через год-другой к ним, наверное, присоединится Миура. Постепенно преодолевает «период застоя» Томоно, в произвольной программе был одним из лучших. Восстановил четверные прыжки Ямамото. Внезапно стал прибавлять Лукас Хонда. Есть, конечно, и новая группа спортсменов, рискующих превратиться в «вечных середняков» - но это процесс естественный, от подобного никуда не денешься. Главное, чтобы не перешли в разряд аутсайдеров. Кажется, самый опасной период благополучно пройден, и в ближайшие годы средний уровень чемпионата должен стабильно повышаться.
А вот мужское ФК в Канаде могло бы в скором времени повторить путь женского, если бы не раскрывшийся внезапно Садовский. В тот момент, когда подавляющее большинство болельщиков уже списало его в «не оправдавшего надежды», Роман стабилизировал прыжки и стал показывать прокаты неплохого уровня. Как известно, Мессинг намерен завершить карьеру после ЧМ в Монреале, заменить его, казалось, способен только Нгуен, и в такой момент появление ещё одного сильного спортсмена становится настоящим спасением. Конечно, теоретически можно рассчитывать на Гоголева, однако переезд в США привёл к удручающим последствиям, не удалось отобраться в финал ЮГП. Национальный чемпионат он пропустил. Возможно, восстановится к ЮЧМ - но это не точно.
Откровенно говоря, есть все основания опасаться, что постепенно фигурное катание в Канаде опустится до уровня Италии или Франции, где есть по одному-два сильных (или неплохих) спортсмена в каждом из видов. Разница - лишь в количестве участников национальных чемпионатов, но если у подрастающего поколения пропадёт интерес к фигурному катанию, даже этот момент очень быстро будет «исправлен». Пока спасают лишь танцы и соревнования парников, где средний уровень канадских спортсменов объективно выше, чем в Европе. Но и там возрастных спортсменов хватает, а хороших юниоров можно пересчитать по пальцам одной руки.
В общем, позиции одной из самых «жирных» федераций внезапно оказались под серьёзным ударом. Поглядим, как долго продлится кризис и к чему в конечном итоге всё это приведёт.