Матушка-дамба. Впервые в Петербурге!

Jun 13, 2009 02:25


Матушка-дамба
На дамбе впервые построят очистные сооружения

Разговоров о комплексе защитных сооружений (дамбе), защищающих Петербург от наводнений было много, но ещё лет 20 назад никто не мог подумать, что на самой дамбе будут построены очистные сооружения, к тому же, в те годы дамба была в статусе сильно критикуемого объекта. Многие петербуржцы были против её строительства и, заметим, тогда они по-своему были правы. Прошло время, ситуация изменилась кардинальным образом. Люди поняли, что дамба нужна городу. Она нужна не только, как средство, сдерживающее от удара водной стихии, которая может привести к затоплению метро и разрушению инженерной инфраструктуры, но и, как новая транспортная артерия, по которой пойдут тысячи грузовых и легковых автомобилей, освобождая от пробок и заторов внутреннее городское пространство.


Дамба - это не только комплекс защитных сооружений, но ещё и дорога, часть кольцевой автодороги, идущей по воде, а значит являющейся потенциальным загрязнителем Финского залива.
     Первостроители дамбы в советские годы не придавали экологии большого значения, поэтому не заложили в проект необходимость строительства очистных сооружений на всём её протяжении.
     Не было тогда и очистки городских канализационных стоков, поэтому в тот период дамба виделась многим горожанам, как преграда для естественного водообмена, которая может стать всего лишь отстойником-накопителем нечистот, идущих в залив из пятимиллионного мегаполиса.   
     Другое дело сейчас.
     После строительства юго-западных очистных сооружений ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» стал очищать прядка 85% канализационных стоков, а ещё через несколько лет планирует достичь 100% очистки. Единственной опасностью для Финского залива оставалась дорога, идущая по комплексу защитных сооружений, но несколько лет назад было найдено решение и этого вопроса. Сегодня, благодаря специалистам экологической компании «Эко-Экспресс-Сервис» и ФКП «Дирекция КЗС Росстрой» техническое решение благополучно воплощается на практике.
       После завершения строительства, дамба будет нести на себе тройную функцию: защищать Санкт-Петербург от наводнений, разгружать город от машин, очищать стоки. Сегодня комплекс защитных сооружений можно назвать совершенно другими словами - Матушка-дамба! Она действительно является спасительницей для города - как будто на двух своих ладонях держит первенца, закрывая его от всех житейских напастей.   
         Редакция газеты «Общество и Экология» обратилась к представителям «Эко-Экспресс-Сервис» и ФКП «Дирекции КЗС Росстроя» за комментариями для более глубокого понимания происходящей на наших глазах здоровой экологической сенсации.

На вопросы отвечает начальник Отдела экологического мониторинга ФКП «Дирекция КЗС Росстроя» Л.Е.Куратов.

- Леонид Евгеньевич, скажите, насколько важна для нашего города установка очистных сооружений на дамбе?
               - Вопрос очистных сооружений на морском участке Кольцевой автодороги, имеющей протяжённость 25 километров, он обусловлен обязательствами Российской стороны по Хельсинской конвенции, закрепляющей очистку ливневых вод, попадающих в Балтийское море. Исходя из этих обязательств, в дирекции «Росстроя» были предприняты усилия, в 2005 году, по дополнению к уже существующему проекту комплексами очистки дождевого стока с поверхности дороги. Поскольку дорога шестиполосная, скоростная, и по ней будет двигаться поток в первую очередь грузовых автомобилей, то объём нефтезагрязнений будет значительным.
               Вторая особенность. Ширина Дамбы крайне ограничена, и не позволяет развернуть какие-то большие системы по сбору загрязнённого стока или перекачать его на централизованный сток в какие-либо крупные очистные сооружения, поэтому нам пришлось решать задачу методом строительства 39 локальных очистных сооружения на протяжённости всей трассы. Также у нас решён вопрос с очисткой водопропускных сооружений с шести мостов, тоже со сбором и очисткой на фильтр-патронах всего дождевого стока. Дирекцией был организован конкурс по выполнению этого проекта, и на сегодняшний день построено около 45 километров водосборного лотка, с двух сторон - с Финской и с Невской - вдоль всей трассы. Заложены уже в тело каменных дамб на стадии строительства 39 наклонных труб, которые будут передавать грязную воду с Финской стороны на Невскую. Именно по Невской стороне будет размещено 39 комплексов локальных очистных сооружений, которые нам позволят собирать 100% всего дождевого стока со всей проезжей части. Такого в других местах я лично нигде не видел. Все локальные сооружения - петербургского производства и имеют сертификаты Минприроды. Вода, после очистки может поступать в водохозяйственные водоёмы без ограничений. Сейчас ведётся монтаж, на ряде дамб уже построены железобетонные лотки, и уже ведётся монтаж локальных очистных сооружений на северном участке - от Горской до Кронштадта.

- А все 39 к какому сроку установят?
            - Губернатор города В.И.Матвиенко обещает к 2010 году Кольцевую дорогу ввести в эксплуатацию. Соответственно, 1 января 2011 мы надеемся, всё закончим, и в составе Кольцевой дороги будут все очистные сооружения.

На вопросы отвечает технический директор компании «Эко-Экспресс-Сервис» А.В.Соловей.

- Александр Владимирович, ваша компания изготавливает очистные сооружения, насколько они соответствуют задачам повышения экологической безопасности в регионе?
              - Я хочу отметить, что мы не только поставляли очистные сооружения для комплекса защитных сооружений, но и принимали участие в их проектировании. Применение наших очистных сооружений позволяет сократить площадь застройки, по сравнению с импортными очистными сооружениями, что, соответственно, влечёт за собой снижение капитальных затрат и экономию денежных средств. Мы принимали участие в проектировании и поставке 23 комплектов очистных сооружений на северную часть дамбы. Их общая производительность составляет 600 литров в секунду или 2160  кубометров в час. Это позволяет очищать на 100% весь сток с автомагистрали. Применение очистных сооружений группы компаний «Эко»  позволяет очистить поверхностные сточные воды сточные воды, загрязнённую нефтепродуктами с 20-40  миллиграмм на литр до 0,05 миллиграмм на литр, что соответствует требованиям для сброса в водоёмы рыбохозяйственного назначения. Также и по взвешенным веществам: на входе - 1200 миллиграмм на литр, на выходе - 5-10 миллиграмм на литр.

- То есть, если говорить просто, что произойдёт на дороге, где собирается грязь, но где есть очистные сооружения?
                  - Степень очистки составляет более 99%, что позволяет свести до минимума воздействие на окружающую среду функционирования автодороги.

- Компания «Эко-Экспресс-Сервис» является проектировщиком этих очистных сооружений, будут ли они применяться в дальнейшем в других местах?
                 - Наша организация, применяя научный потенциал и научные исследования, разработала вначале модели, а потом и опытные образцы наших очистных сооружений. Кроме того, что мы их разработали, мы ещё и выпускаем их серийно. У них есть преимущества, и наши очистные сооружения в настоящее время пользуются большим спросом.

- Это впервые в России?
               - Что-то похожее в мире есть, но у нас колоссальные преимущества и свои ноу-хау: и по степени очистки, и по компактности, и по стоимости.

Материал подготовил главный редактор газеты «Общество и Экология» Сергей Лисовский(Опубликовано в газете «Общество и Экология», номер 4 (93) от 11 июня 2009 года, СПб)

Петербург, экология, Финский залив, Дамба, Новости, КЗС

Previous post Next post
Up