К 25-летию экспедиции «Арал 88»

Aug 12, 2013 05:53


К 25-летию экспедиции «Арал 88»

Четверть века назад в истории нашей большой страны произошло событие, оказавшее влияние на умы соотечественников, на политику, экономику, да и на науку экологию. Последняя, быть может, впервые заявила свою социальную значимость. Речь идет о научно-публицистической экспедиции «Арал 88», инициатором которой стали журналы «Памир» и «Новый мир».


Последний в те годы активно формировал гражданское общество, что можем мы оценить только сегодня. Его редактором в те годы был Сергей Павлович Залыгин, великолепно разбиравшийся в водных проблемах. Ведь по образованию он был инженером-мелиоратором и понимал сущность нараставших протестов против грандиозного проекта переброски стока северных рек в район Аральского моря.


«Памир» представляли замечательный персидский/таджикский поэт Мумин Каноат и редактор журнала Масуд Муллоджанов. Конечно, они быстро нашли общий язык с Сергеем Павловичем. Основные организационные функции выпали на долю секретаря «Нового мира» Григория Резниченко. У экспедиции оказалось много спонсоров, что лишний раз подтвердило назревшие в стране настроения не допустить экологической катастрофы вокруг величайшего внутреннего соленого озера-моря. Не допустить ошибок в принятии непрофессиональных политических решений, противопоставить подлинно научный подход конъюнктурному лобби большой группы (не будем этого скрывать!) ученых Москвы и ряда национальных республик.



Экспедиция прошла по Средней Азии 13 000 километров в бассейне моря и питавших его рек Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи. Среди различных видов транспорта, на которых передвигались участники экспедиции были легкие самолеты, автобусы, внедорожники , был и «РАФ» рижского автозавода, любезно предоставленного рижанами.. Однажды в Каракумах возникли технические сложности. И тогда кто-то вспомнил, что за 50 лет до этого состоялся знаменитый автопробег Москва-Каракумы-Ташкент- Москва. Это тоже была научно-публицистическая экспедиция, в которой испытывались автомобили (прежде всего АМО), знаменитые кинооператоры, ученые-специалисты по сельскохозяйственному освоению пустынь. И тогда это была замечательная по своей форме и итогам экспедиция в области пустынь. В нашей памяти остались осенние пастбища и бесконечные хлопковые поля главного потребителя среднеазиатских пресных вод, оросительные каналы и водохранилища, построенные Минводхозом - монополистом, беззастенчиво пожиравшим деньги великой страны, отказывавшей себе во многих нуждах ради призрачного будущего. Не будем приводить факты и цифры, - желающие могут найти их в специальных отчетах и в статьях общественно-политических журналов того времени. Важно, что все это доводилось до сведения местных руководителей и первых лиц Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана. Во встречах они никогда не отказывали, что-то пытались сделать, но много ли они могли. В ноябре, когда экспедиция закончилась, в Москве прошли многочисленные встречи с руководителями министерств и широкой общественностью, состоялись научные конференции.



«Арал 88» формально не закончился 25 лет назад. Его участники С. Залыгин, М. Каноат и автор настоящей статьи были избраны народными депутатами СССР и сыграли большую роль в консолидации журналистов и писателей, ученых и преподавателей вузов. Что на долгие годы стало значимым фактором формирования гражданского общества в Советском Союзе. В мае 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Среди избранных оказалось много наших сторонников - литераторы Ю. Черниченко, В. Белов, Т. Каипбергенов, О. Сулейменов, М. Шиханов, Ч. Айтматов, ученые А. Яблоков, А. Яншин, В. Котляков, Н. Воронцов, С. Лавров, общественные деятели К. Салыков, Н. Назарбаев.

Активную позицию по Аральской проблеме занял созданный в Верховном Совете Комитет по экологии и природопользованию. Никогда позже Государственная дума России не принимала всеобъемлющих постановлений экологической направленности. Естественно, там весомое место занимали, наряду с Чернобылем, и проблемы Приаралья. Никогда позже в Парламенте страны не проводились слушания по поиску выхода из Аральской катастрофы.





Именно в те годы в Найроби направилась делегация Верховного Совета, где были проведены успешные переговоры с Ген. директором ЮНЕСКО Мустафой Толбой. После них была создана международная комиссия экспертов, глубоко обсуждавших Аральскую экологическую катастрофу. Впрочем, Советского Союза тогда уже не было.

Послесловие

Прошли годы, и мне, начавшему свои исследования на Арале еще в начале 60-х годов, кажутся далеким прошлым наши исследования, позволившие предположить, что Аральская трагедия была предопределена природой, ее цикличностью, и не только человек и его недальновидные ученые (не будем называть их - простим им малоученость). Человек своим неразумным хозяйствованием ускорил исчезновение уникального водоема. Я и мои ученики оказались между двух огней. Конечно, Арал нужно было защищать, но нужно было говорить и правду будущего. Ах, если бы нам не мешали тогда работать своими запретами на создание лаборатории, урезанием денег на исследования, да и просто борьбой с моим (нашим) инакомыслием.



Как горько было мне сознавать свою правоту, утверждавшему тогда, что Северный Арал стал формироваться лишь несколько сотен лет назад и начал покрывать своими водами сушу. Но было и удивительным счастьем ученого увидеть эту старую сушу и следы жизни на ней человека XIV века. Мы много раз проплывали над этими древними, залитыми морской водой поселениями Киндерли, назваными археологами. Теперь автомашина была нашим транспортом. Древняя суша потрясла нас своей реальностью.



Так нужен ли был «Арал 88», если мы не могли быть тогда столь откровенны и устойчивы в науке? Конечно, да. Ведь мы боролись с неправедностью и волюнтаризмом, за открытость и гласность. Другое дело, кто и как результатами этой борьбы распорядился. Опыт «Арала 88» еще раз подтвердил, что единство ученых и грамотных публицистов эффективен в жизни гражданского общества. Позже мы использовали свою идею в экологическом плавании «Балтика 90». Это был уже международный проект. Среди участников были ученые и политики из Латвии, Польши, Норвегии, Германии, Финляндии
Лев Кузнецов, Академик МАНЭБ

Арал, Аральское море, экспедиция

Previous post Next post
Up