Запись опубликована
Ru-facebook. Please leave any
comments there.
КАК РОЖДАЕТСЯ БЕЗЫСХОДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ КОШМАРА
1. Стиль
Итак, Английское Преступление - это, прежде всего, Умысел. Тёмные Воды. Архетипическая Пытка. Шизоузор, ткущийся изощренным, последовательным, утонченным Психическим Художником. Богом Изысканного Момента. Узор, что вплетается в Явь. Продуманно. Педантично. Расчётливо. С дендистским шиком и богемной легкостью Подлинного Мастера,”Идеального Злодея”. Английское Преступление - это кич Сверх-Идеи. Экзистенция Аморального Индивидуализма. Своя Игра. Антиницшеанская бездна, таящая в себе тревожную кровожадную глубину, сокрытую в простеньком, примитивном, в детском, и потому подлинно, онтологический чудовищном - в Той Самой Песенке. Мальчик, ты же помнишь, что Мистер Майка ждет тебя за углом! И тебя манит эта безысходная геометрия кошмара. Когда Агата Кристи оживает под джазовый оргазм Майкла Наймана, Дэвид Линч заменяет собой Достоевского. И над проклятыми русскими вопросами эротическим шепотком - тончайше-чеширское - “Кто убил Лору Палмер?”
Английский стиль в искусстве - это фашистский стиль.
Дэвид Боуи вместо Адольфа Гитлера. И Английская Королева вместо Магды Геббельс. Английское Преступление имеет хищное множество ядовитых смыслов и уровней - интеллектуальных, философских, эстетических, психопатологических. Оно выходит за грани криминала как такового, приобретая статус экзистенциального опыта, Магического Действа. Английское Преступление - это детектив без рефлексии. Раскольников без Достоевского. Право, отменяющее тарную дрожь. Английское Преступление - это, прежде всего, Качество. Стиль. Порода.
2. Русское Иное
Русское Преступление - Безысходно Иное. Поверхностное. Больное мякотью случайных страстишек. Лубочное. Душевненько-лоховское, словно шапка-ушанка на мамлеевском мертвяке, что крадена бесцельными бомжещупальцами. Порою Русское Преступление дико и дегенеративно яростно. Неистово жестоко. В нём - то злобненькая водочная удаль, то слезливое раскаянье. Христианского много в нём. И нечто есть овечье-плебейское. Либо зло оно, патологично, чикатилисто, разухабисто. Либо - по-дурному совсем блаженно, насекомо как-то и равнодушно. Русское Преступление пусто. И эмоции, вызванные им, вполне укладываются в ленивое восклицание “Охуеть!”, выражающее традиционное на Руси почтение перед всем, что хоть сколько-нибудь нарушает опостылевшую Обыденность. Но в “Охуеть!” этом нет ни удивления, ни радости. Русское Преступление лишено изощренности. Как правило - это бытовуха. В качестве орудия убийства русские используют кухонную утварь - нож или сковороду. Русское Преступление местечково и не эстетично. В нем нет трагедии. Трагедию в нем смог найти только режиссер Балабанов. Больше никто. Русское Преступление непрезентабельно. Даже для светской хроники. При этом оно всегда - мэйнстрим. ”В подворотне нас ждет маньяк” - это знает любая школьница. Когда ее изнасилуют и расчленят, она скажет: “Все умрут, а я останусь”. И станет гендиректором МТВ.
Алина Витухновская
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Опубликованно “Независимая газета”