Запись опубликована
Ru-facebook. Please leave any
comments there.
Наша инструментализация могла появиться лишь в последние времена, когда передовые части маргинального сообщества поняли, что весь мир - согласно МакЛухану - одна большая деревня. Наши принципиальные отличия от существующих иерархических замкнутых моделей состоят в том, что мы не зациклены на развитии проекта в целом или какой-то его части, мы также не заражены демоном захвата пространств - территориальных ли, идейных ли, методологических ли. У нас невозможно что-то украсть или как-то запугать. Сотрудничество и взаимоподдержка наше оружие.
Наша сила в нашей изменчивости и приспособляемости к среде и обстоятельствам. Эксперименты проведённые нашими учёными показали, что рабочей можно признать следующую модель:
Краудсорсинг
Краудфандинг
Аутсорсинг
Взаимопомощь
Коллективный интеллект
Совместное создание благ
Гражданская наука
Социальные медиа
Благотворительный магазин
Краудсорсинг - crowdsourcing, (crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц. Решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. Один из отличительных признаков краудсорсинга - разбивка работы на мелкие части (модули). Преимущества:
Доступ к талантливым кадрам по всему миру. Меритократия: значение имеет только конкретный продукт. Национальная принадлежность и профессиональная квалификация не важны. Как показало исследование, более успешными из зарегистрированных участников проектов были те, кто имел меньше практического опыта в соответствующей отрасли.
Краудфандинг (народное финансирование, сrowd funding, сrowd - «толпа», funding - «финансирование») - это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Финансирование по схеме краудфандинга может служить для различных целей - помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения и многого другого. У сбора денег должна быть заявленная цель, определена цена её достижения, калькуляция всех расходов и ход сбора должны быть прозрачны для публики.
Взаимопомощь (или, другими словами, сотрудничество, кооперация), согласно П. Кропоткину - один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма. Понятие взаимопомощь противоположно понятию конкуренции (противостоянию, конфликту) и представляет вместе с ним две стороны одного и того же явления. Одним из важных средств обеспечения сотрудничества выступает объединение людей (и животных) в роды, племена и племенные союзы для более успешного и эффективного выживания и развития (то есть для противостояния угрозам). В основе взаимопомощи лежит доверие. Пётр Алексеевич Кропоткин утверждал, что люди расположены помогать друг другу без принуждения. Не нужно централизованной власти для того, чтобы подавать пример или заставлять людей поступать справедливо. Люди поступали так еще до возникновения государства. Более того, Кропоткин придерживался взгляда, что именно власть подавляет нашу природную склонность к сотрудничеству.
Взаимная помощь - такой же естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй. В животном мире огромнейшее большинство видов живет сообществами и что в общительности они находят лучшее оружие для борьбы за существование, понимая, конечно, этот термин в его широком, дарвиновском смысле: не как борьбу за прямые средства к существованию, но как борьбу против всех естественных условий, неблагоприятных для вида.
Коллективный интеллект - способность группы находить решения задач более эффективные, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе. При работе в коллективе важны не столько интеллектуальные способности каждого из членов группы, сколько их социальная восприимчивость, количество женщин и отсутствие ярко выраженного лидера при наличии выраженного стремления к доминированию у членов группы.
Совместное создание благ (Co-creation) или совместное создание стоимости (ценности), создание совместной ценности - создание продуктов, услуг или систем совместными усилиями разработчиков и заинтересованных сторон (например, компаниями и клиентами, или менеджерами и работниками). Значение этого термина шире понятия краудсорсинга и включает в себя, например, взаимодействие между потребителем и поставщиком медицинских или образовательных услуг, наёмным работником и работодателем.
Гражданская наука и гражданин-учёный - концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев, многие из которых могут быть любителями, то есть не иметь предварительного научного образования и подготовки по специальности.
Использование граждан-учёных часто позволяет учёным более успешно добиваться их целей, чем было бы возможно без их участия. Кроме того, эти проекты направлены на поощрение общественного участия в исследованиях, а также в науке в целом. Некоторые программы разработаны специально для использования школьников. Также, гражданская наука является одним из подходов к неформальному научному образованию. Чтобы охватить все эти несколько значений концепции, некоторые работники в области теперь говорят об «участии общественности в научных исследованиях».
Социальные медиа (англ. Social media) - это набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Общение может принимать самые различные формы - пользователи могут делиться своими мнениями, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой и линкам. Технологическая база Web 2.0
Благотворительный магазин, черитишоп (charity shop, thrift shop, thrift store, hospice shop (США, Канада), resale shop (США), op shop (Австралия/Новая Зеландия) (сокращение от «opportunity shop»), second-hand shop (Малайзия)) - розничный магазин, управляемый благотворительной организацией или группой активистов с целью привлечения средств на конкретную цель.
Благотворительные магазины работают по технологии социального предпринимательства, то есть занимаются коммерческой деятельностью с целью сбора средств на социальные нужды. Как правило, благотворительные магазины реализуют пожертвованные населением вещи. Так как вещи жертвуются и есть возможность организовать работу на льготных условиях в силу благотворительности проекта, продажи идут по низким ценам, что позволяет привлечь к проекту множество заинтересованных.
Обычно магазины находятся на самообеспечении, и после того, как статьи расходов закрыты, прибыль направляется на благотворительность. Статьи расходов включают в себя оборудование, зарплаты и аренду.
В России примерно 5 % вещей раздаются знакомым, 5 % - отдаются нуждающимся, а 90 % - идут на помойку или хранятся дома