Драматург Алексей Дударев: «Создать жизнь человеческого духа!»

Apr 07, 2017 18:42



«Создать жизнь человеческого духа!»
Все спектакли Драматического театра белорусской армии отличаются невероятным накалом чувств и эмоций, которые неизменно передаются зрителям. Истории, которые воплощаются на его сцене, кажутся незамысловатыми, но от них почему-то перехватывает дыхание.
Художественный руководитель театра Алексей ДУДАРЕВ - драматург с большой буквы. Стоит только вспомнить его лучшие пьесы, киносценарии - «Выбор», «Рядовые», «Порог», «Белые Росы», и теплее становится на душе.
Алексей Дударев заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола Белоруссии, специальной премии Президента Республики Беларусь, премии Союзного государства в области литературы и искусства.
Первой премьерой Драматического театра белорусской армии 24 июня 2004 года стал спектакль по пьесе Алексея Дударева «Ты помнишь, Алёша...», рассказывающей о мужестве защитников Могилева в 1941 году. Постановки театра были отмечены на IX Международном театральном фестивале «Белая Вежа-2004», первом театральном конкурсе в рамках Международного кинофестиваля «Лістапад-2004». В июне 2005 года Драматический театр белорусской армии принял участие в VI Московском международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец», посвященном победе советского народа во Второй мировой войне. На суд московских зрителей был представлен спектакль «Ты помнишь, Алёша…», удостоенный главного приза.
Совсем скоро артисты «театра сильных чувств» пригласят своих зрителей на спектакли, которые состоятся в новом зрительном зале Драматического театра белорусской армии. Новый дом, новые планы и надежды… С размышлений об этом и началась беседа с художественным руководителем театра.

- Переезд на новую сцену даст творческий импульс Драматическому театру белорусской армии?
- Несомненно. До этого мы, образно говоря, жили в «окопах». Условий для нормальной работы не было, потому что мы вынуждены были делить сцену с Оперным театром, выгадывать время для репетиций, пытаясь «вклиниться» между различными мероприятиями Центрального Дома офицеров, который нас приютил. Между тем такие «спартанские» условия благотворно повлияли на коллектив. Мы сплотились, закалились и готовы к работе на новой сцене, отвечающей нашим требованиям и возможностям.

- На сколько мест рассчитан зрительный зал?
- В зале 365 мест для зрителей. По последнему слову техники оборудована не только сцена, но и все помещения нашего театра. За это огромное спасибо руководству Министерства обороны Республики Беларусь.

- Алексей Ануфриевич, в одном из интервью вы сказали: «У настоящего опыта горький вкус». Что вы имели в виду?
- Я драматург и знаю, как надо писать. Возможно, это вас удивит, но это плохо. Опыт знает и может обходить «ловушки» парадоксов, предугадывает «неправильности» и поэтому не допускает их. Говоря проще, я знаю, как нельзя писать. Однако случается так, что за «нельзя» скрывается открытие. Иногда стоит пойти против устоявшихся правил, отринуть собственные догмы, чтобы найти что-то новое. Это трудно. Только очень талантливые люди способны на это.

- Драматический театр белорусской армии почти целиком держится на репертуаре из ваших пьес. Это связано с недостатком творческого материала для воплощения на сцене?
- Мы играем сегодня всего четыре спектакля. Пятый - «Рядовые», тоже по моей пьесе, зрители увидят в новом сезоне. К сожалению, я не вижу пока пьес о войне, которые нам хотелось бы поставить на сцене ДТБА. Возможно, ситуация со временем изменится. Мы открыты для всех авторов. Но ориентация наша будет только на театральные академические традиции, на качественные драматические произведения.

- Есть «красота по-американски», когда следует восхищаться парящим в вихрях ветра пластиковым мешочком. А какова, по вашему мнению, «красота по-белорусски»?
- Это доброта, душевная невинность и взаимоуважение. Многие современные театры втянулись в своеобразное «соревнование» на «оригинальность воплощаемой идеи». Театр русской школы, театр высокой славянской литературы и драматургии - это сопереживание и сострадание. В таком театре есть что сказать. Внешними красочными эффектами можно огорошить, взбудоражить, но не вести диалог со зрителем. Настоящий актер больше говорит подчас своим молчанием. Парадокс, казалось бы, но вспомните великих русских актеров, которые завораживали, приводили в трепет публику длительной паузой. Я стремился создать именно такой театр - театр сильных чувств, без шарад, без глупых и неоправданных экспериментов.

- Согласны ли вы с одним из именитых режиссеров, который сказал, что зрителя театра надо воспитывать с детства?
- Не совсем. Воспитание зрителя «для театра» не должно стать самоцелью, потому что театр - это праздник. А праздника не должно быть много. Однако в воспитании личности театр вполне может сыграть благотворную роль не только в формировании чувства прекрасного, но и патриотизма. Напомню, еще в Древней Греции ставились драмы, в которых была заложена идея патриотизма, преданности своему родному полису.

- Примелькаться на телевидении - это еще не показатель таланта. Однако в последнее время вообще кажется, что это признак его полного отсутствия. Не считаете ли вы, Алексей Ануфриевич, что телевидение слишком активно манипулирует мнением людей?
- Мой совет: к телевидению надо относиться критически. Истинные ценности не нуждаются в рекламе, в промоакциях и «раскрутке». И если помнить об этом, можно избежать манипулирования со стороны телевизионных деятелей.

- А каков ваш идеал женской красоты?
- Навязываемый нам образ - плоские, с похотливым и одновременно полуголодным взглядом девицы, вышагивающие по подиумам. Мой исконный идеал - это женщина, излучающая теплоту и доброту. Я с глубокой душевной болью смотрю на то, как из наших 10 - 12-летних девочек делают «звезд». Раскрашивают их, завивают, одевают в нелепые и слишком взрослые наряды и заставляют кривляться. Это гадко. Настоящая бесовщина.

- Работа над новым спектаклем требует от всего коллектива театра огромной отдачи. Вы помогаете актерам в трудные моменты такой работы и каким образом?
- Приведу один случай в театре. Во время репетиций я как художественный руководитель говорю с режиссером. Указываю на удачные или не очень удачные сцены, делаю замечания по игре актеров. А про одного актера ничего не сказал. Он подошел ко мне и спросил: «Алексей Ануфриевич, а что, вам совсем нечего мне сказать?». Я ответил: «Когда во время обхода врач не подошел к пациенту, тот должен быть счастлив: у него все хорошо!».

- О чем чаще всего спрашивают вас зрители?
- Интересуются обычно, кем мечтал быть и как стал писателем и драматургом. Писательская кухня таинственна и вызывает больше всего любопытства. Рассказываю и о том, что мечтал быть офицером. И горжусь тем, что я капитан запаса.

- Станиславский сказал: «Наша задача, наша цель - создать жизнь человеческого духа». А какова цель Драматического театра белорусской армии?
- Константин Сергеевич был совершенно прав. Если эта цель хоть в какой-то степени будет достигаться нашим театром, большего и пожелать нельзя.
Previous post Next post
Up