На днях исполнилось 30 лет со дня посвящения известного уроженца нашего города Александра Пелина (р. 1969) в сан православного священнослужителя. На духовном поприще он добился славы и своего рода успеха, поэтому заслуживает юбилейной статьи.
Я увидел Сашу Пелина поздней осенью 1990 года у иконостаса Иоанно-Богословской церкви Саранска. Он выделялся своим ростом среди сгорбленных женщин пожилого возраста, а его военная форма нового образца, т.н. «афганка», обращала на себя внимания. Долгое время я был единственным молодым прихожанином мужского пола в храме. Я только что запустил щетину, одевался в стиле «молодой Ленин», поэтому у меня возникли вопросы к хаки. Он ответил, что служил писарем (и комсоргом) в стройбате под Новосибирском, «афганку» купил перед дембелем из-за ее удобства и тогда-же уверовал в Пресвятую Троицу. Вскоре Пензенская и Саранская епархия была разделена на Пензенскую и Мордовскую согласно административному делению. Главой епархии был поставлен Варсонофий Судаков, который перевел в Мордовию домочадцев Судаковых-Позоровых (список всех Судаковых и Позоровых см. в индексе книги Белгузова Т. Ю., Дворжанский А. И. Святитель пламенеющий. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим. (Тихонов, 1935-2000). Пенза, 2015). Владыка Варсонофий призвал Александра Пелина к служению иподиакона под руководством своего единоутробного брата Виталия Позорова, а затем к пастырскому служению. Перед диаконской хиротонией Александр вступил в брак со студенткой филологического факультета Юлией, с которой его познакомил Алексей Алешкин, ставший позже лютеранским пастором. На бракосочетании и хиротониях мы были вместе с аспирантом Евгением Владимировичем Мочаловым (ныне главным философом университета).
Преосвященный Варсонофий был не только священноначальником иерея-неофита Александра, но и его духовным наставником и ментором. Например, владыка посоветовал ему с первой зарплаты купить вместо кроссовок "Адидас" черные кожаные ботинки с тупыми носами на базаре для ношения под рясой. Первым местом пастырского служения стал состоятельный приход в мордовском селе Старая Теризморга, где юный иерей служил по уикендам, добираясь на двух автобусах. Пожертвования продуктами и деньгами стали серьезной материальной базой молодой семьи. Ранее приход находился в условном владении пензенской священнической династии Карапузовых (список всех Карапузовых см. в вышеупомянутой биографии архиеп. Серафима Тихонова).
Среди недели иерей Александр выполнял разовые поручения епископа Варсонофия, давал интервью в газеты, готовил к изданию богослужебные книги (Молитвослов Пелина 1992 г. ныне считается библиографической редкостью из-за опечатки «Предательство христиан непостыдное») и предлагал себя жителям Саранска в качестве духовного наставника и учителя жизни. Увы, пережившая моральные страдания в годы СССР университетская интеллигенция оказалась неготовой к восприятию проповеди добра, извергавшейся из уст ревностного пастыря. Иностранные проповедники, прибывшие в Саранск, чтобы совращать души его обитателей, испытали на себе праведный гнев отца Александра. Его письма в надзирающие органы являются важнейшими источниками по культуре и нравственности Саранска рубежа столетий.
Увы, в сентябре 1994 г. я покинул Мордовию, и наше общение с о. Александром прервалось. Я встретился с ним 20 лет спустя в октябре 2014 г., когда был гостеприимно им принят в Духовном училище. Из грамот на стене его кабинета, которые покрывали площадь в несколько квадратных метров, я узнал о его многочисленных победах и заслугах.
Сейчас он служит в Петербурге под омофором покровителя митрополита Варсонофия Судакова, но я думаю, что в Саранске есть много людей, которые хотели бы видеть его как можно чаще. Я - один из них.
Юбиляр упомянут в книге «Культурная элита РМ», воспитал трех детей, имел доступ к бюджету Республики Мордовии через упраздненное ныне Министерство печати и широко известен далеко за пределами Мордовии. Недавно он выступал в качестве эксперта по Африке.
Сергей Голованов, специально для Калаказо ЖЖ
Фото Юрия Кемаева, июнь, 1991 г.