В предпоследний день зимы в Саранске ушел из жизни художник Андрей Степанович Алешкин. Хотя 62 года для мужчины - не возраст, его смерть не стала неожиданностью. После завершения работы на архитектурно-строительном факультете университета, организм Андрея словно запустил программу самоуничтожения, и, казалось, вся вселенная хотела его смерти. В прошлом марте карантин запер его на год на последнем этаже общежития для преподавателей и привел с инсультом в реанимацию.
Его похороны собрали родных, учеников, немногочисленную научную и культурную элиту Саранска, в котором он состоялся как просветитель. Его отпевали в храме, который он придумал, а его гроб осенял написанный им огромный образ Христа. Чин прощания по евангелическо-лютеранскому обряду совершил младший брат Алексей Алешкин, которого он послал в семинарию в 1992 г.
Андрей Степанович Алешкин родился 10 февраля 1959 г. в Челябинске в семье художника эрзянина Степана Васильевича Алешкина. В 1958 г. после службы в армии в Саранск приехал его брат Андрей Васильевич Алешкин (р.1935) и поступил в Мордовский университет. В письмах Степану он писал о том, что в столице Мордовской АССР слово «мордвин» считается унизительным и мордва стесняются своей национальности. Слова дяди стали вызовом, который принял Андрей Степанович. После школы он поступил в Ленинградское художественное училище им. Серова, по окончании которого в 1979 г. приехал в Саранск преподавать в художественной школе. Первые ученики до сих пор впечатлены его необычными методами преподавания. Затем он вернулся в Ленинград, где поступил в Институт им. Репина (Академию художеств) и отслужил в армии. В Ленинграде кроме обязательных занятий он посещал квартирные кружки и слушал беседы Л.Н. Гумилева (1912-1992). За десятилетие жизни в Питере Андрей Степанович развил великолепное произношение. Его речь зачаровывала слушателей своими звуками. Через однокурсников он познакомился с лютеранским пастором Арво Сурво, который придумал Ингерманландию (чухонский Град Китеж) и Церковь Ингрии (чухонская Святая Русь). В 1988 г. Андрей удостоился бронзовой медали Академии художеств СССР за графическую серию, посвященную Ф.М. Достоевскому. Ему открылись возможности работать в Питере, но он снова приехал в Саранск к удивлению однокурсников. В 1988 г. он получил от Союза художников Мордовии бывшую мастерскую художника Сычкова на углу улиц Рабочая и Коммунистическая. Это старая усадьба стала главным городским воображариумом, пока ее не сожгли «конторщики» в эру великого передела собственности. Каждый вечер в мастерской Сычкова устравались посиделки и придумывалось мордовское культурное возрождение. Через этот воображариум прошли десятки, а может быть, и сотни людей. В 1989 г. его выбрали председателем Союза художников Мордовии и далее полный список его должностей, титулов и наград можно увидеть в книге: Мордовия, XX век. Культурная элита. Ч.1. Саранск, 2010. С. 22-23.
Андрей придумывал собственные миры и дарил их другим.
Он придумал символические знаки мордвы и подарил их всем, кто смотрит его картины.
Он придумал мордовский флаг и подарил его мордовским "покш-начальникам", из служебных "Мерседесов" которых пахло кислыми овчинами.
Он придумал мифологию своего рода.
Он придумал мордовское язычество под названием «ветхий завет мордовского народа» и подарил мордовским культурным деятелям, которые превратили его в комический театр.
Он придумал культурные концепты «Торама» и «Морденс» и подарил их музыкантам, которые донесли до "Поля чудес", которое, как известно, в Стране дураков.
Он придумал собственный театр с декорациями и подарил его режиссерам и актерам.
Он придумал мордовскую евангелическую церковь с дружественным интерфейсом и кофе-общением и подарил ее клерикалам, которые сделали из нее морализаторское занудство. Миссия евангеликов вызвала приступ истерии у представителей государственной религии, но они были настолько смешны и нелепы, что недостойны и нескольких пикселей для их упоминания.
Большинство людей придумывает свои вселенные и забывает. Андрей дарил созданные им миры играть другим людям, и они работали в их руках. Ему самому они становились неинтересны, после того как сходили со стапелей его воображариума, который переехал из центра города в бывшую мастерскую художника Ноздрина на ул. Генерала Болдина. Это место в прошлом называлось Венец.
Саранск еще долго принимать его вклад в духовную сокровищницу города и думать о том, как создать в городе учреждения, которые могли бы держать таких людей как он. Он был Высшим Университетом Мордовской Культуры. В 2012 г. издатель Константин Шапкарин издал литературную запись его бесед в воображариуме (ред. Светлана Тремасова) под названием "Моя Масторава", которая теперь читается как духовное завещание. После похорон один из его учеников сказал: «Мне кажется, что сейчас Андрей Степанович с небес смеется над нами». Это - лучшая эпитафия.
Благодарю Лену Новикову за фотографию Андрея Алешкина, сделанную в феврале 2015 г. в мастерской на ул. Генерала Болдина. На ней он показывает знак солярный знак, который для христиан означает крест.Enable GingerCannot connect to Ginger Check your internet connection
or reload the browserDisable in this text fieldEditEdit in GingerEdit in Ginger×