4 диалога иудея и христианина о сотворении мира и других важных вещах

Sep 04, 2015 17:47

Диалоги иудея и христианина о сотворении мира и других важных вещах

Диалог 1

Иудей: В этом уютном кафе «Алекс», где мы читаем Тору, есть единственный недостаток - чтобы покурить, надо выходить на крыльцо.
Христианин: Многие недовольны законом против курения. Говорят, что его пролоббировали производители антиникотиновых пластырей и других штучек.
И: Все это - из-за незнания сущности человека. Именно об этой сути и говорит нам Тора. Вы, христиане, заимствовали ее у нас и называете в зависимости от комплектации Библией, Ветхим Заветом или Пятикнижьем Моисея. Вы, вообще, все заимствовали у нас.
Х: Почти все - икон у вас нет и кадил с колокольчиками.
И: Заимствовали в облегченном варианте, и получился у вас «иудаизм-лайт» с картинками и погремушками. При изучении Торы существует множество способов, благоприятствующих запоминанию. Например,  первые строки Торы по-русски  звучат так: «В начале сотворил»  (Быт. 1:1), а по-еврейски «Берешит бара…». Первая буква «бет» выглядит как прямоугольник, у которого не хватает одной перекладины. Форма этой буквы толкуется так: человек ограничен в понимании того, что над ним; того, что под ним и того, что было до него.
Х: Любопытно: нам трудно понять основы мироздания, нашу внутреннюю суть и наше прошлое, но мы можем понимать наше настоящее.
И: Для этого и существует Тора.
Х: А в чем суть Торы?
И: Если человек задает этот вопрос, то он ничего не понял в том, что я говорю. Тора - это инструкция для нашего уровня понимания по применению мира. У каждого технического устройства, находящегося в нашем распоряжении, есть инструкция, составленная изготовителем этого устройства. Мы читаем ее в двух случаях: перед началом применения и если что-то сломалось.
Х: Если сломалось, бывает поздно что-либо предпринять, хотя в инструкции можно найти адрес гарантийной мастерской.
И: Цель нашего изучения Торы -  понять не ее суть, а - суть мира, потому что мир был сотворен по Торе. Отсюда предназначение иудея - изучать Тору и исполнять ее.
Х: Любопытно. Получается, что нам христианам это тоже нужно, потому что мы претендуем на то, что являемся наследниками веры Авраама.
И: Все, что есть в мире, имеет свое предназначение. Например, у нас есть такое понятие как раскаяние, «шува» на иврите. Раскаяние нужно, чтобы люди покаялись и не погибли в Судный день.
Х: Вероятное, греческое слова «метанойя» передает именно это понятие, которое на русский язык переводится как «изменение ума» и «покаяние».
И: Вероятно. Всевышний сотворил мир с помощью еврейских букв, используя их в качестве инструментов. Поэтому Тора представляет собой последовательность букв, которая не может быть изменена.
Х: Но хотя бы немного можно изменить?
И: Как говорят некоторые раввины, может меняться разбивка текста на слова, потому что раньше Тора была записана в виде сплошной последовательности без разбивки.
Х: Тогда меняется смысл.
И: Смысл передается в устной традиции, которая была со временем записана. Так появился Талмуд. Поэтому иудеи молятся словами Торы на иврите и всегда молятся по написанному тексту, чтобы не ошибиться, ибо сами молитвы имеют небесное происхождение.
Х: Оказывается, когда христианские традиционалисты читают молитвослов, можно сказать, что они иудействуют, а когда молятся своими словами, то говорят много сентиментальных вещей, типа «Господи, верни мне мою возлюбленную» или «Господи, дай мне хорошую работу, а моему соседу - покаяние». Получается, что молитва на церковнославянском языке, официальном языке господствующей в нашей стране религии,  имеет мало смысла, потому что Бог, творил мир не на этом языке.
И: Сентиментализма много не только в религии, но и в повседневной жизни. Из-за того, что последовательность букв в Торе очень длинная, то обучение знатоков и толкователей писания, раввинов, у нас занимает много времени. Человек может многие годы изучать Тору без гарантии того, что он когда-либо получит раввинское место с жалованием. Порой человек читает Талмуд - а это лучшее в мире бизнес-руководство, на мой взгляд все пособия по бизнесу списаны с Талмуда - находит что-либо полезное для себя и создает собственное дело. Это хорошее решение: человек обретает свое место в жизни и живет в ожидании прихода Машшиаха, не терзая себя и других.
Х: Хотя у нас христиан, есть собственное мнение относительно прихода Машшиаха, нельзя не увидеть в системе подготовки раввинов разумного подхода. У нас четверть века назад началось великое религиозное пробуждение, в результате, как сказал журналист Невзоров, мы были страной космонавтов, а стали страной попов. Живет себе парень в городе напротив собора и видит, как настоятель храма каждый день на джипе «Чероки»  приезжает, и думает «Я тоже так хочу». Приходит в собор, становится на клирос и ожидает, что с помощью махания кадила и произнесения молитв на церковнославянском языке, которые попы сами же называют «бормоталками», можно вести сытое и беззаботное существование. Через некоторое время входит в доверие к епископу и чает рукоположения. Некоторые чающие, поняв в чем смысл, с помощью нехитрого телодвижения рукополагаются очень быстро. Но конец у них один: епископ отправляет их на самый дальний приход, и двадцатилетний иеромонах оказывается один на один с полуразвалившимся храмом, приходской избушкой на курьих ножка и несколькими бабушками. Сколько таких историй знаю. Какой уж там джип «Чероки»! Единственное спасение - позвонить маме и сказать: «Забери меня отсюда!»
И: Но я надеюсь, у них в селе есть возможности для самообразования. Они могут выписать «Журнал Московской патриархии». Да и Библию могут просто читать. Времени у них там очень много. В свободное от служб время пусть начинают поднимать сельское хозяйство, как Сергий Радонежский. А сразу ничего не бывает. Даже мир Всевышний сотворил не сразу, а в течение шести дней, как Тора. Мир был сотворен с помощью десяти речений на еврейском языке, поэтому, когда иудей молится, он поддерживает мироздание. Мне кажется, что сегодня было уже сказано достаточно, и, подводя итог, я бы завершил так: с точки зрения иудея, истина есть то, как он живет, а вся его практическая деятельность - это способ передать истину другим.

Диалог 2

Иудей: Сегодня разговор будет коротким, тороплюсь на очередное мероприятие, куда я приглашен в качестве гостя.
Христианин: А я как раз уже чашечку кофе "эспрессо" заказал и выпил.
И.: Можно сэкономить на мне. Не нравится мне "эспрессо". Я заметил, что моральные принципы христианства сводятся к тому, что если тебе кто-то сделал зло, то ты ему после этого должен ответить добром.
Х.: А в иудаизме - злом?
И.: В иудаизме проблемы решаются, как правило, до того, как они возникли. Не стоит ждать, пока кто-нибудь тебе сделает западло, нужно выстраивать корректно отношения с людьми, чтобы до зла дела не дошло. Смысл Торы, иудейской книги закона, сводится к тому, чтобы возлюбить Всевышнего и ближнего, как самого себя. Это параллельные заповеди. Нельзя брать отдельно ту или другую. Они всегда идут вместе.
Х.: Увы, у нас часто говорят о любви к Богу. Я часто общаюсь преимущественно с христианами западной традиции, они любят часами говорить о своих отношениях к Богу, но мало говорят о том, как строят отношения с окружающими. Молятся обычно так: "Господи, пошли мне счастье в личной жизни, а моему соседу - покаяние".
Иудей: Тора содержит указание о том, как выстраивать жизнь и отношения с другими людьми. Об этом мы поговорим позже. А сейчас, закажи мне "капучино", я выпью и побегу на встречу, на которой я попытаюсь вести себя согласно заповедям Всевышнего.
Христианин: Аминь.

Диалог 3

Иудей: Продолжая разговор о сотворении мира, можно сказать, что мир сотворен для каждого человека, но человек не должен относиться к нему, как к своему собственному. Мир не находится в частной собственности у человека, а сдан ему в аренду. Можно пользоваться, но без излишних претензий на владение.
Христианин: Я вижу этому параллели в притчах Нового Завета.
И.: Но вы же, христиане, все у нас взяли, как я уже говорил, а потом повесили на нас всех собак.
Х.: Это были, как говорили в недавние времена, отдельные перегибы на местах.
И.: Ну да, холокост и прочие частные случаи, это мы уже слышали, но не будет о печальном. Всевышний сотворил мужчину Адама и женщину Еву, сказав им: «Плодитесь и размножайтесь». Отсюда можно сделать вывод о том, что в творении заложен принцип развития: задан начальный импульс, а потом люди должны сами развиваться.
Х.: Здорово! Я как раз читаю много статей на тему, что такое развитие.
И.: Вероятно, это потому, что последние годы мы не видим развития нашего общества. Все строится на отсасывания из нефтяной трубы. Люди вместо того, чтобы творить собственный мир своими руками, стремятся найти свое место в иерархической лестнице распределения доходов от продажи ресурсов. Если удается, то считается, что повезло.
Х.: Хотя наиболее выдающиеся отсасыватели и считаются национальными героями, в их сосательной деятельности нет ничего позитивного, потому что она не является импульсом к  развитию. Что будет со всеми офисами, тачками, секретаршами, когда кончатся ресурсы? Слишком много людей, которые умеют только «бла-бла-бла», как говорят немцы.
И.: Поэтому должно быть развитие, в котором религия играет свое роль. Конечно, нельзя все сводить к религии. Чтобы понять это, нужно воспользоваться методом доведения до абсурда и представить себе современный мир, которым всем верховодят верующие в том, виде, как мы их себе представляем.
Х.: Попробую представить: женщины в глухих платочках, длинных юбках и мужских пиджаках «а-ля Ксения Петербуржская» ходят по могазинам - это еще ничего, но включаешь компьютер, а том стоит какая-нибудь православная операционная система «Синергия», которая ничего кроме «Добротолюбия» из Интернета не пропускает; висят транспаранты «Слава Богу!» - это мы уже у Хазанова слышали; вся экономика, а не только часть импорта табачных изделий, принадлежит архиереям, которые вместе со своими опричниками ездят на БМВ ограниченной серии «Серафим Саровский» по стране и отнимают у бизнесменов любой понравившийся магазин, офис, склад и т.п.; по телевизору показывают только бородатые головы, которые круглыми сутками рассуждают о духовности; попы проводят классные часы и учат школьников, как себя вести, а потом едут в баню развлекаться с зело благочестивыми девицами из общежития, обещая взамен «вывести в люди»; в театрах идут только пьесы о жизни святых; балета нет; в кафе подают только отвар зверобоя; в обувных магазинах выставлены только экологические лапти и валенки; дизайн умер - одним словом, если власть дать верующим, они вместо рая построят ад на земле.
И.: Совершенно верно. Религия хороша в разумных пределах, когда она не навязывается, а распространяется за счет самих верующих, а не нефтяной трубы.
Х.: Иначе действует принцип: кто больше всех отсосал, тот и прав. Я имею в виду, отсосал нефти из нефтепровода.
И.: Всевышний сотворил двух разных людей: Адама и Еву. Отсюда, все люди разные. Их нельзя всех вытраивать по ранжиру и диктовать им, что они должны делать. С людьми нужно разговаривать, и понять, чего они хотят. Недавно я читал еврейский журнал, где читатель задал вопрос, что делать с геями. Дежурный раввин ответил, что если молодой человек чувствует себя гомосексуалистом, то ему нужно прийти к раввину и все ему рассказать; затем раввин попытается его переубедить, и если у раввина ничего не получится, тогда молодой человек должен пообещать, что он будет воздерживаться от гомосексуальных контактов.
Х.: Интересно. Я в молодости тусовался, прошу прощения, духовно окоромлялся у одного фундаменталистского батюшки. Он полагал, что гомосексуальность - следствие ущербного сексуального развития. Например, девочка посмеялась, что у мальчика маленький пенис, и мальчик возненавидел всех женщин и заодно все человечество. Мальчика такого можно вылечить, если познакомить его с девушкой, которая сможет корректно ему дать и женить на себе.
И.: А где же взять таких девушек, которые могут корректно соблазнить, и где гарантии, что сработает?
Х.: Если не сработает, значит - действительно гомосексуалист, и он должен жить в состоянии безбрачия, а не искать себе подобных, чтобы заниматься мужеложством. Батюшка полагал, что можно найти таких женщин, которые смогут, если так можно выразиться, расколдовать гомосексуалиста. Одним словом, хотите замуж выйти, вот вам, что называется счастье своими руками.
И.: Надо же подобных женщин пощадить. Если не получится с одним, то что ей - с другим пробовать?
Х.: Я уже тогда понял, что вопрос декодирования гомосексуального сознания до конца не проработан.
И.: Этот вопрос относится к личной жизни, которая должна быть приватной и оставаться у каждого человека тайно за семью печатями. Бог создал нас разыми. Каждый человека важен, потому что у каждого человека - своя миссия в этом мире.
Х.: Я это уже слышал об одном поэте, умершим в расцвете лет: он выполнил свою миссию в этом мире и умер.
И.: Значит у него все получилось. Праведники не всегда живут долго, потому что они быстро выполняют дело их жизни. Тем, кто долго живет, Всевышний дает несколько попыток выполнить свою миссию. У них не получается с первого раза, поэтому они пробуют несколько раз, и Всевышний продлевает им жизнь.

Диалог 4

Иудей: Прошлый раз возвращаясь домой я услышал, как незнакомая пожилая женщина, идущая рядом, сказала своей подруге: «С каждым днем все становится все хуже и хуже. Наше правительство будет воровать и дальше, и только евреи будут жить хорошо». Я поблагодарил ее за пожелание, и она сильно удивилась, что в Саранске есть евреи.
Христианин: Что поделаешь! Бытовой антисемитизм.
И.: Продолжая наш разговор о сотворении мира, я мог бы сказать, глядя на комментарии нескольких авторитетных раввинов, что человек призван благоустраивать мир и даже в чем-то его улучшать.
Х.: В христианской традиции кто-то сказал, что человек - мессия природы.
И.: Но тот, кто призван улучшать, должен знать, как это делать. Отсюда выходит идея воспитания. Люди должны передавать культуру друг другу. Родители должны воспитывать детей.
Х.: Это понятно.
И.: А теперь можно задать риторический вопрос. Кто вправе меня учить морали?
Х.: В современной православной традиции считается, что священнослужители вправе учить обычных людей нравственности, поэтому в последние 2 десятилетия мы часто видим бородатых людей в длинных одеждах, которые учат жить обычное население. У нас народ любит к старцам ходить, чтобы посоветоваться.
И.: В иудаизме мы скептически относимся к разного рода авторитетам, считающих себя полпредами Всевышнего на земле. В сложных случаях всегда можно прийти к раввину, и он может дать дельный совет.
Х.: Мне кажется, что у нас многовато стало профессиональных религиозных деятелей. Такое впечатление, что мы движемся в феодализм. Светские феодалы дарят духовным земли, квартиры, особняки, деньги и т. п.
И.: И это по всему миру.
Х.: А простым верующим остается только спасаться своими силами.
И.: Вероятно.

Диалог записан по памяти. Благодарю Александра Дробина за участие в беседе.

иудаизм, христианство

Previous post Next post
Up