Граффито Христа-Иерея в Святой Софии Новгородской

Apr 02, 2014 03:11

Благодаря конспекту лекции, которую Ю. И. Рубан прочел недавно в Культурно-просветительском центре «Лествица» при храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице Петербурга, обратил внимание на одно граффито из Софии Новгородской

Read more... )

иконография

Leave a comment

Re: Богатейшие идеи sergiusvg April 3 2014, 00:07:47 UTC
Bertrand DAVID, Jean- Jacques LEFRERE La plus vieille énigme de l’Humanité
[Бертран ДАВИД, Жак-Жак ЛЕФРЕР Древнейшая тайна человечества]

Теория: Антропологи аббат Анри Брей и Андре Леруа-Гуран из Коллеж де Франс пытались дать научную трактовку находок и предположить назначение наскальных рисунков. Ученые допустили, что на протяжении нескольких тысячелетий древние люди совершенствовали мастерство изображения животных. Сами рисунки были необходимы в ритуальных целях. Но находки в пещере в долине реки Ардеш в 1994 г., сделанные Жаном-Мари Шове, разрушили гипотезы ученых. На рисунках в пещере изображены шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и ряд других животных ледникового периода. Сами рисунки методом радиоуглеродного анализа были датированы 30 000-ми годами до н. э. Находки показали, что в течение 15 000 лет техника и стилистика рисунка оставались неизменными. Неужели на протяжении этого времени существовала каста художников, передававшая мастерство из поколения в поколение, в то время как все остальное человеческое стадо охотилось на мамонтов?
Изучение рисунков ранее занимались преимущественно историки и антропологи, а не искусствоведы.
Бертран Давид - художник-график, имеющий высшее искусствоведческое образование, посвятил много лет изучению наскальных рисунков с позиции графики.
С его точки зрения, для достижения уровня доисторических художников современным студентам-графикам приходится учиться несколько лет.
Известно восторженное высказывание Пабло Пикассо о палеолитических рисунках.
После изучение обширной библиографии на темы рисунков эпохи палеолита, у Бертрана Давида возникли вопросы для собственного исследования, ответы на которые он не нашел у профессиональных антропологов.

Вопросы:

• Для каких целей служили эти рисунки?
• Почему встречаются рисунки разных размеров: от очень больших до очень маленьких?
• Почему рисунки находятся в труднодоступных местах?
• По какому принципу отбирались животные?
• Почему эти рисунки избежали разрушения на протяжении десятков тысяч лет?
• Почему нет изображений человека, жилищ, флоры и фауны?
• Как люди смогли научиться рисовать?
• Почему силуэты, хотя и нарисованы без контуров, легко узнаваемы?

Относительно предназначения рисунков аббат Брей, его последователи и эпигоны полагали, что рисунки являются памятниками древнего магизма: перед выходом на охоту люди символически убивали нарисованное животное, или рисованием как колдовством привлекали животное на охоте.
Однако, ученые не смогли удовлетворительно ответить на все вопросы.
Рисунки отличает стилистическая однородность, рисовались они явно не с натуры - трудно представить, что вглубь пещеры можно было затащить живого мамонта и освещать его факелами все время, пока идет процесс изображения.

Гипотеза автора

Картинки рисовались с помощью проецирования на стену пещеры фигурки животного. Подобные фигуры-тотемы иногда находят археологи. Древние племена имели своими покровителями различных благородных животных.
Благодаря проекции от лучины или масляной лампы, тень отбрасывалась на стену пещеры, и древние люди наносили на тень охру, благодаря чему получался контур. Затем они могли дорисовать некоторые штрихи.

Назначение рисунков

Рисунки служили своеобразными памятными знаками о погибших членах племени. Они могли погибнуть на охоте, на войне, утонуть в горной реке и т. п. Маленькие рисунки были памятью о детях, а большие - о взрослых.

Эксперимент

Автор в горных пещерах с помощью масляного светильника проецировал на стены профили животных и прорисовывал тени красной охрой. Результат напоминает палеолитические наскальные росписи.

Публикация
После ряда экспериментов автор решил опубликовать свою гипотезу о происхождении и цели наскальных росписей. Ему удалось познакомиться с Жаном-Жаком Лефрером, который все внимательно изучил, внес литературную правку и помог довести результаты исследований до стадии публикации.
В начале 2013 г. в Париже состоялась презентация книги, на которой «гипотеза теней» была представлена на суд научной общественности.

Reply


Leave a comment

Up