Магия и цивилизация

Mar 12, 2010 22:22

О соотношении магии и цивилизации из монографии "Культура как система":

Вся наша историософская концепция опирается на центральное положение о том, что движение истории - это процесс перма­нентного распада синкрезиса, протекающего во всех срезах и направлениях мышления и дея­тельности. Все формы исторического движения, как поступатель­ные, так и циклические, как инновационно-проективные, так и ретроспективно-традиционалистские и охранительно-стабилизаторские, как наращивание и усложнение смысловых и феноменологических конст­рукций культуры, так и их опрощающий деструктивный сброс, - всё это внутренние моменты генерального направления к дроблению синкре­зиса посредством расчленяющей рефлексии. Именно отсюда, по наше­му мнению, может быть выведена всеобщая картина всемирно-истори­ческого процесса, позволяющая видеть целое за пёстрым разнообразием отдельных социокультурных образований.

Обращаясь к самым ранним стадиям культурогенеза, мы сталки­ваемся с «развилкой номер один» - расчленением спонтанно-синкре­тической формы природного существования на две стратегии в рамках первобытной культуры: магическую и цивилизационную. Указать конкретную временную точку этой развилки невозмож­но. Процесс расчленения магического и цивилизационного принципов отношений с миром длился на протяжении всего периода первобытно­сти, а атавистические проявления их нерасчленённости встречаются во всех культурных традициях вплоть до современности. Что есть, напри­мер, религиозный обряд, как не рационализованная, институционализованная и рутинизованная магия? Под рационализацией в данном слу­чае имеется в виду то, что между субъектом и богом в качестве посредника-медиатора становится профессиональный служитель куль­та (или их иерархия), который владеет «технологией» обращения к транс­цендентному.

Магическая стратегия может быть понята как компромисс между природным и собственно культурным способом бытия, осуществляе­мым уже «на территории» последнего. Магическая стратегия возникает из стремления достичь человеческих целей природными средствами. Иначе говоря, самостная воля человеческого субъекта направляется на некий внеположенный ей объект непосредственно. Это становится возможным, поскольку архаический человек, как уже отмечалось, ещё существует в известном смысле более вовне, чем в себе а его ду­ховно-энергетическая сущность еще локализо­вана не в самом я, а между я и нечто, (см. выше об объек­тах-медиаторах). В силу неполной разорванности всеобщей онтической (природно-виталистической по генезису) субъектно-объектной связи, всякие манипуляции с объектом вызывают изменения в субъекте, и наоборот. В этом суть действенности магического акта. Такое частично эксплицированное положение духовно-энергетической сущ­ности первобытного субъекта порождает эффект прямого знания, неот­делимого от непосредственных форм активности, еще едва отошедших от природного поведения, поскольку сами цели деятельности лежат в русле природной необходимости или параллельны ей. А сам способ мышления, погруженного в нерасчленённо-континуальный поток все­общих онтических взаимосвязей, можно назвать коннотативно-когерентным. Для него факты и события эмпирического мира есть лишь внешний и фрагментарный план выражения акаузальной внутренней связи. Примеры такого рода мышления во множестве со­держатся в исследованиях этнографов, в частности Л. Леви-Брюля и др.

цивилизация, Игорь Яковенко, культура, культурология, культура как система, магия, Андрей Пелипенко, Пелипенко

Previous post Next post
Up