конечно! и Черский, и Чекановский, и многие другие :-))) фраза "японская анатомия в русской иконописи" звучит смешно. А на самом деле, исследования по иконографии нечистой силы показывают восточные корни ее в византийской еще живописи - а там по Шелковому пути вся Азия, от Средиземного моря до Дальнего Востока малевала демонов примерно в одном плане: синий цвет, стоящие дыбом волосы, часто рога, часто - вытаращенные глаза для свирепости, остроконечные уши, пасть с углами, опущенными вниз... и "фантастическая анатомия", отличавшая все потусторонние изображения от человеческих. Это не Япония-Россия напрямую, а очень общие корни азиатские. Кстати, от византийцев в Западной Европе этот тип тоже был наряду с другим. А современный художник тут явно следовал русским уже позжним иконографическим стереотипам, не задумываясь об их корнях (само собой!). Но невольно воспроизвел одну из древнейших и стабильнейших моделей. Движение иконографических типов на протяжении веков - это очень сложный процесс, который может быть документально исследован во многих случаях, и конкретные "мостики" реально найти, а со стороны отдельные выводы удивляют не-специалиста, да. Я этими сюжетами (не демонами, а иконографией) уже лет 15 как заниматься стала и дЫвлюсь сама каждый раз!
фраза "японская анатомия в русской иконописи" звучит смешно. А на самом деле, исследования по иконографии нечистой силы показывают восточные корни ее в византийской еще живописи - а там по Шелковому пути вся Азия, от Средиземного моря до Дальнего Востока малевала демонов примерно в одном плане: синий цвет, стоящие дыбом волосы, часто рога, часто - вытаращенные глаза для свирепости, остроконечные уши, пасть с углами, опущенными вниз... и "фантастическая анатомия", отличавшая все потусторонние изображения от человеческих. Это не Япония-Россия напрямую, а очень общие корни азиатские.
Кстати, от византийцев в Западной Европе этот тип тоже был наряду с другим.
А современный художник тут явно следовал русским уже позжним иконографическим стереотипам, не задумываясь об их корнях (само собой!). Но невольно воспроизвел одну из древнейших и стабильнейших моделей.
Движение иконографических типов на протяжении веков - это очень сложный процесс, который может быть документально исследован во многих случаях, и конкретные "мостики" реально найти, а со стороны отдельные выводы удивляют не-специалиста, да. Я этими сюжетами (не демонами, а иконографией) уже лет 15 как заниматься стала и дЫвлюсь сама каждый раз!
Reply
Leave a comment