Состояние бесшабашной обокраденности, пронизанное прорастающими в реальность лучами кипрских грёз, как выясняется, слабо совместимо с чем-либо креативным помимо разбора фотографий - которых за последние три месяца накопилось какое-то непостижимое уму количество. К Армении и Кипру подступаться просто боюсь («Ксанф, выпей море!»), а вот Краков - другое дело. И фотографий меньше, и воспоминания ближе. А кроме того, впервые за три года я видел Краков при солнечном свете, а не
в пелене облаков и не
в дождевых стрелах.
Оказывается, в Кракове тоже бывает солнце! Чтобы убедиться в этом, надо было встать в Крынице в 4 часа утра и найти среди клокастого тумана автовокзал недалеко от сюрреалистического в желтом фонарном свечении костела,
протрястись 3 часа в видавшем виды автобусе и на сведенных неподвижностью ногах доковылять до площади Матейки, где, распираемый гордостью за Грюнвальдскую победу, возвышается Владислав II Ягелло - злодей Ягайла русских летописей.
От памятника рукой подать до Барбакана - предвратного укрепления Краковской крепости.
Когда-то Барбакан защищал подход к Флорианским воротам, от которых начинается Королевская дорога через весь Старый город к замку на Вавельском холме.
Пять минут ходьбы по Королевской дороге - и мы на Рыночной площади. Ее главное украшение - Мариацкий костел - утром стоит в контражуре, поэтому подробное его разглядывание мы отложим до вечера, ограничившись видом на башни от костела св.Войцеха.
Если присмотреться, в башенном окне можно разглядеть трубача. Каждый час он играет тревожный мотив - как в 1241 году, когда город окружили полчища Батыя. И каждый раз звуки трубы обрываются на одной и той же ноте - той самой, на которой горло трубача пробила татарская стрела.
Залезши на башню костела, можно полюбоваться на Рыночную площадь со знаменитым зданием Сукенице - Суконных рядов.
Над Вавельским холмом был замечен зависший в эфире воздушный шар - предмет, тайный смысл которого мне лишь предстояло разгадать.
Слезши с башни, я бросил три злотых в корзину пожилой пары, с горестным видом выводившей тоскливые мелодии. Выставленное на всеобщее обозрение фото, где означенная пара лобызает руку почившего в бозе папежа Иоанна Павла, достоверно свидетельствовала о ее добродетели, а равно и о тяжких терзаниях, с коими сопряжен сбор милостыни, до которого - несмотря на всё благочестие! - пришлось снизойти ради соискания хлеба насущного.
В Кракове, да будет известно почтенному читателю, сберегается картина Леонардо «Дама с горностаем» (портрет чьей-то любовницы с хорьком-альбиносом, которому Леонардо, по ренессансному обычаю, подарил
мускулатуру Шварценеггера). Не удовлетворившись одним хорьком (а также, вероятно, сочтя неприемлемым вторично прославлять чью-то любовницу), неизвестный мне творец засадил хорьками (как альбиносами, так и меланистами) площадь напротив собора св.Анджея, на которой стоит памятник проповеднику Петру Скарге.
Миновав хорьковое тусилище, я залез на Вавельский холм. Погода была прекрасная, настроение - тоже.
Закупившись билетами, я прошёл в ренессансный двор королевского замка. Судя по всему, где-то здесь я и лишился бумажника. А где ж ещё это могло произойти? Конечно, здесь. Не зря же на снимке слева (разглядел только в Москве) маячат двое полицейских, самым откровенным образом предающиеся праздности.
Галереи двора украшены презабавнейшими портретами императоров, королей и иных видных деятелей мировой истории. В наибольшей степени удался художнику император Август с дворницкой бородой и носом картошкой.
Поскольку дворец я осмотрел в прошлые заезды, на этот раз я избрал целью набега экспозицию «Утраченный Вавель», порадовавшую потрясающей коллекцией изразцов
и модельных туфель XV века. Ау, лагерфельды и прочие дольчи-габаны! Сынки вы перед модельерами средневековья…
Следующей целью был собор св.Станислава.
Конечно, снимать там было строго запрещено. Конечно, меня это волновало в весьма малой степени. Ну да, я хулиган, и горд этим. Зато теперь вы можете посмотреть на раку св.Станислава
росписи капеллы Св.Духа, выполненные русскими мастерами.
В капелле мы немного задержимся: как-никак, православные фрески в католическом храме! Взглянем направо
и налево,
а также полюбуемся архитектоникой потолка:
А вот фантастическое по исполнению надгробие Сигизмунда I и Сигизмунда II из Сигизмундовой капеллы им.св.Сигизмунда. Прутья видите? Зазор между ними столь микроскопчен, что поначалу поверг меня в отчаяние. Враги хотели помешать съемке - но у них ничего не вышло!
Надгробие Яна Собесского, спасителя Вены от турок, украшают страдальческого вида Хоттабычи, грызущие металл цепей.
Воитель рангом поменьше украсил свое надгробие не только связанным турком, но и страдающим от запора запорожским казаком.
Вообще тамошние надгробия чудесные. Нет, это не Балин, сын Фундина, король Мории. Это Казимир Великий.
А это не Кащей Бессмертный в исполнении Милляра, а наш старый знакомец Ягайла.
На соборную башню я лез, предвкушая увидеть нечто похожее на вид с башни Мариацкого костела. Вместо этого я увидел небо в клеточку - вероятно, всё дело в заботе о здоровье туристов пенсионного возраста, в изобилии лазящих на башню, дабы потрогать на счастье колокол.
Епископский музей порадовал золотой розой, подаренной не помню когда не помню кому неким римским папежем,
а также расшитым золотом священным облачением, украшенным картинами некоей сакральной расчлененки. Тут меня заловил смотритель, и манипуляции со скрытой съемкой пришлось прекратить.
Всё, хватит с меня музеев! И опять этот воздушный шар…
У подножия Вавельского холма стоит монструозный дракон, некогда живший в здешней пещере. Раз в 3 минуты из горла дракона раздается хрип, после чего оттуда вырывается сноп огня. Именно в это время толпы праздных зевак бросаются на дракона, лезут ему между ног, хватают за всякие органы нижние конечности и в таком виде запечатлевают себя для Вечности.
Или же они просто страдают фигнёй - но ровно так и там, чтобы испортить вид на дракона безнадёжно. Я три года приучал себя не ругать нехорошими словами девушек на велосипедах (а что ещё мне оставалось делать в Голландии, где на велосипедах ездят ВСЕ девушки!), но мои усилия, увы, безнадёжно разбились вот об эту дурынду пигалицу…
Отчаявшись сделать нормальный кадр с драконом, я пересек Вислу. Загадочное сочетание воздушного шара, костела Паулинов на Скалке и странного знака с якорем: «Якорение в небе возле культовых зданий строго запрещено!».
Только тут я понял, что шар - это местный аттракцион, и за умеренные деньги на нем можно полетать. Так родился снимок, помещенный в начале этого поста. После полёта, пользуясь близостью костела Паулинов, я зашел в него и обнаружил дивного царя Дадона, уклюнутого петушком царя Давида, уклюнутого ангелом общающегося с ангелом.
Дальнейший мой путь пролегал по Казимежу, где во время оно процветала значительная еврейская община. Сюр сгущался постепенно - от фонтана «Три музыканта», наводившего на мысль о промывании кишечника,
до кафе на улице Широкой (вот она, улица, по которой ходила большая крокодила!!!)
и брошенной под деревом недоеденной мацы.
Окончательно добили меня опереточные вывески лавок
и смысловая комбинация «Конец тебе, Хаим Коган…»
Должен сказать, что утрата паспорта вообще оказала заметное воздействие на мои способности воспринимать смысл увиденного и услышанного, так что к концу поездки в моем мозгу роились «склеп культуры жидовской»,
«МудильМыдлярня на Старовисельной»,
«бляхование дахов»
и «улица Божьего тела».
С трудом удерживая эти смыслы в узде (особые проблемы были с «бляхованием дахов»), я снова проследовал мимо проповедующего хорькам Петра Скарги
к Рыночной площади. Со здания Сукенниц ухмылялись ренессансные дивы,
а перед костёлом стритдансеры совершали телодвижения, слабо совместимые с представлениями о назначении человеческой головы.
Хотя мне ли - увы мне, увы, Сергею Александровичу, не уследившему за собственным бумажником - говорить что-то о чужой голове? За своей бы усмотреть… Хотя краковяне (или краковчане?) тоже хороши. Развели жулья, понимаешь… Ну да я на них не в обиде. Бог даст, через год опять к ним заеду. Вот только с паспортом постараюсь поосторожнее...