Жизнь двенадцати Цезарей

May 21, 2008 01:06



Не претендуя на лавры Светония, считаю своим долгом рассказать о 12 римских императорах, следы коих в истории произвели на меня наибольшее впечатление в ходе римского визита. Показывать буду то, что видел сам - так что полной картины, разумеется, не получится. Но кое-что любопытное найти удалось, так что, если субъективность получившегося рассказа Вас не смущает - добро пожаловать в императорский Рим!

Божественный Юлий



Юлий Цезарь, безусловно, одна из ключевых фигур римской истории; самое его имя стало нарицательным и вошло в титулатуру всех римских императоров. Его изображения, однако, мне попадались всё больше в каком-то весьма потрепанном виде. Возможно, это как-то связано с судьбой самого Цезаря, которого, как известно, предательски убили в мартовские иды 44 года до Рождества Христова…



Божественный Август



Подлинный создатель Римской Империи, столь же великий политик, сколь великим полководцем был Юлий Цезарь. Его «классическая», благородная статуя, изображенная выше, хорошо известна. Я был, однако, немало изумлен, узнав, что статуя эта изначально была раскрашена и имела весьма «несерьезный» вид - по крайней мере с точки зрения человека, воспитанного на традиционных представлениях об античном искусстве. Особенно смущают накрашенные губы…



В соответствии с позднейшей легендой, Август в старости удостоился чести прозреть грядущее явление Христа, который, как известно, родился именно в его годы правления. Данный момент можно увидеть на картине Бенвенуто Тиси «Явление Девы Марии Августу и Сивилле». Август, правда, здесь почему-то изображен с дворницкой бородой, что для римлян было совершенно нехарактерно...



Тиберий



Пасынок Августа, Тиберий, отличался скверным нравом, мизантропией, паранойей и склонностью к гнусным порокам. Породив страшную эпидемию доносительства, Тиберий удалился на ближнюю дачу остров Капри. По известиям, когда Тиберия все признали мертвым, он неожиданно пришел в себя, но приближенные удушили его подушкой. Где-то я это уже слышал…

Божественный Клавдий



Калигулу я с негодованием пропускаю и ничего о нем говорить не буду. Клавдий, преемник Калигулы, выказывал явные признаки слабоумия - благодаря чему, вероятно, и пережил террор Тиберия и Калигулы. Статуя Клавдия в виде Юпитера производит абсолютно смехотворное впечатление: представьте себе голову олигофрена с полуоткрытым ртом на могучем торсе небожителя!



Нерон

Бюст Нерона я не стал искать и смотреть из омерзения. Однако я с интересом осмотрел место, где стоял грандиозный дворец Нерона - знаменитый Золотой дом. На территорию дворца ведут ворота со зверообразными мордами, в которых при желании можно усмотреть сходство с самим Нероном.



Место Золотого дома являет собой некий холм, буквально нашпигованный развалинами. На поверхности возвышаются лишь жалкие остатки - причем не Золотого дома, а терм Траяна, построенных на его месте. Очень поучительно - там, где сей моральный урод предавался разврату, возвышаются руины зданий, предназначенных для отмывания людей от грязи…



Божественный Веспасиан



Про Гальбу, Отона и Вителлия я тоже не стану рассказывать, ибо они не столько лечили язвы, которыми Рим заразил Нерон, сколько усугубляли их. Лечение было уделом Веспасиана. Сей владыка запомнился всем главным образом своим выражением «Деньги не пахнут», а между тем, именно ему мы обязаны возведением Колизея.



Божественный Тит



Старший сын Веспасиана, к сожалению, правил очень недолго. Многие помнят его главным образом как разрушителя Иерусалимского храма.



Однако в историю он вошел как один из самых добрых римских императоров. Его Триумфальная арка и по сей день украшает Римский форум.



Домициан



Младший брат Тита во многом походил на Тиберия и возродил характерную для правления последнего атмосферу мизантропии и доносительства. Марциал, как всегда, был беспощаден:

Флавиев род, как тебя обесчестил твой третий наследник!
Из-за него не бывать лучше б и первым двоим.

Божественный Траян



Траян, «лучший император», при котором Империя достигла пределов территориальной экспансии и пользовалась всеми благами справедливого и правосудного правления. Он наследовал Нерве, которого выбрали императором после убийства Домициана. Фантастическое впечатление производит колонна Траяна, воздвигнутая в честь победы над даками.



Рельефы на колонне можно рассматривать часами. Жаль, что нельзя было подойти близко (там что-то копали). В следующий раз непременно сниму рельефы подробно.



Марк Аврелий и Коммод



Про Адриана и Антонина Пия в этот раз ничего не скажу, ибо на виллу Адриана не ездил, а портрет Антонина Пия не опознал. Перейду сразу к Марку Аврелию. Хотя ныне он больше известен как философ, военные успехи у него тоже имелись. Колонна Марка Аврелия, посвященная его победам над германцами, сохранилась хуже, чем колонна Траяна, но все равно впечатляет, особенно ночью.



Плоды правления императора-философа были уничтожены его сыном Коммодом.



Мало того, что сей персонаж имел противоестественные наклонности и по все дни предавался пьянству, он еще возомнил себя Гераклом и голым сражался на арене цирка, как гладиатор. Вот ведь какая незадача - 4 императора перед Марком Аврелием передавали власть преемнегам, усыновляя последних из числа выдающихся граждан, и все шло отлично. А как только решили передать власть «традиционным» способом - мало не показалось… Надо будет записать в Конституцию, чтоб преемнегов усыновляли.

Константин и Максенций



На этом я окончательно порываю с хронологией и переношусь на 100 лет вперед. Противостояние Константина и Максенция - это противостояние Рима христианского, олицетворяемого Константином, и Рима языческого, воплощенного в грубом, некультурном и трусливом Максенции. Решающая битва между ними произошла у Мульвийского моста через Тибр. По известиям, именно в этой битве Константин использовал символ христианского креста. Максенций же бесславно утонул.



На Римском форуме стоят руины грандиозной базилики Максенция (завершал строительство уже Константин). Столь же грандиозный телеэкран был помещен в базилику не Максенцием, но добавлен позднее.



В Риме также сохранилась Триумфальная арка Константина, печальная особенность которой заключается в том, что для ее украшения были использованы преимущественно не оригинальные произведения, а фрагменты, снятые с сооружений, воздвигнутых ранее правившими императорами. А то, что не пошло на арку, тащили в новую столицу - Константинополь. Это, однако, уже другой сюжет - в Константинополе я пока не был. Вот съезжу - напишу продолжение истории…


Великий Рим, Италия

Previous post Next post
Up