В гости к Грозному царю…

Jan 31, 2012 20:16



После дооооолгого перерыва обновил путь с ОИРУ по городам и весям богоспасаемой страны. На этот раз жертвой нашествия искусствоведов и прочих просвещенных любителей старины должны были стать славный город Александров и некая загадочная Зосимова пустынь, представления о коей я имел самые смутные. Что касается Александрова, то там я был много раз, но всё никак не мог увидеть знаменитые Васильевские ворота, вывезенные Иваном Грозным из разгромленного Новгорода. Ехал с тайной надеждой, что на этот раз мне всё-таки с ними повезёт.

И ожидания оправдались с лихвой. Причем приятные сюрпризы начались с самого начала. Во-первых, погода была лучше некуда. Во-вторых, посещение первой точки маршрута - Зосимовой пустыни - прошло в жанре квеста по неведомым дорожкам, усеянным силуэтами невиданных зверей.



Сама пустынь, некогда прославленный центр старчества, расположена на территории военной части.



После непродолжительных переговоров на КПП



наш автобус пропустили на территорию части. В соответствии с информационным щитом, установленным при въезде, наша увешанная «техническими средствами наблюдения» (преимущественно марок Canon и Nikon) тёплая компания представляла несомненную угрозу обществу…



Но вот, наконец, и искомая пустынь.



Поскольку ворота с полубашнями «в ростовском стиле» были закрыты, пришлось зайти в пустынь с тыла. Тут выяснилось, что ныне это не столько пустынь, сколько военный городок. Нас встретили заполошные собаки



и вальяжная кошенция.



Возле собора батюшка выговаривал мужику в телогрейке за несбитый лёд. А вот монашествующие пустынножители отсутствовали.



Над угловыми башенками высятся явно восстановленные шатровые завершения, которые вроде бы даже соответствуют их аутентичному виду.



А вот к монументальной колокольне, вид которой мгновенно вызывает из могилы дух Баркова Латкова, реставрация пока не прикасалась.



Территория пустыни, несмотря на имеющиеся отдельные недостатки, в целом выглядит пустынно чисто. Монашествующие пустынножители по-прежнему отсутствовали.



В отсутствие монашествующих все прочие пустынножители выглядели весьма симпатично. Двое из них даже разыграли сценку в стиле «Аполлон и Дафна», правда, со счастливым концом :-)



В целом же пустынь вполне симпатична, хотя с точки зрения… хм... бытовых удобств для приема туристов и паломников пока явно не приспособлена.




Сполна насладившись об пустынь, мы добрались до главного пункта поездки.



Меня прежде всего интересовал Троицкий собор.



При взгляде на портал собора не оставляет ощущение, что его оформляли с оглядкой на декор из терракотовых плиток в стиле итальянского ренессанса. А вот иконостас XVIII в. недавно заменили на современную разлюли-малину, которую даже показывать не хочется :-(



А вот, собственно, два шедевра, за которыми я главным образом и ехал в Александров. Номер один - врата Спасо-Преображенского собора Твери (XIV в.). Вывезены Грозным после разгрома Твери в 1569 г.



Издали врата кажутся лишенными декора, за исключением массивных накладок, скрывающих головки гвоздей. Однако при более пристальном взгляде на одной из панелей можно разглядеть изображение Троицы Ветхозаветной.



Номер два - Васильевские врата Софии Новгородской. Вывезены тем же персонажем - правильно, после разгрома Новгорода.



Это тоже XIV век - но какова работа…



Давид и Голиаф - визитная карточка Васильевских ворот. Наконец-то я их увидел «вживую»…



Троицкий собор - парадный вид. А если забраться повыше? Например, на сугроб? И сфотографировать оттуда???



- Сугроб - друг фотографа! - сказал av_otus.
- Нy не всякий сугроб… - сказал я.
- Ну вот и получай за такие слова! - сказал сугроб :-о



После собора на осмотр музейной экспозиции в комплексе Покровской церкви времени оставалось совсем мало.



Запомнились роскошный ренессансный портал,



многофигурная роспись шатра грозненского времени,



стенные часы с нетривиальным количеством часов на циферблате



и маниакального вида Иоанн Васильевич (руки оторвать худойжнику), которого запрещено трогать руками. «А если бы было разрешено, ты бы потрогал???»



На закуску пошла палата под Распятской церковью-колокольней, где царевна Марфа Алексеевна содержалась в заточении за симпатии к своей более известной сестре Софье.



Вообще Софью реально жалко. Ну хорошо, в монастырь заточили. Бывает. Но зачем уродкой-то выводить? Сводному братцу её, впрочем, тоже досталось по полной…




В палатах можно посмотреться в реальное зеркало царевны Марфы (не пугайтесь цветочков - рама поздняя)



и убедиться в том, что зимний камуфляж бронетанковых войск вермахта был изобретен в России XVII в.



Вроде бы в Успенской церкви тоже раньше была экспозиция, но в этот раз мы туда не ходили.



Последним пунктом поездки был Художественный музей в доме купца Первушина.



Художественного, впрочем, в музее мало чего есть. При карбонариях в особняке был клуб, детский дом, детская больница, и, наконец, кожвендиспансер. Так что экспозиция «купеческого дома» представляет собой кучу всякой всячины - вплоть до затесавшейся непойми зачем советской статуэтки «Кот и повар».



Впрочем, один действительно стОящий экспонат там всё же есть.



За неимением выдающихся экспонатов внимание посетителей приковывают к себе купеческая жена



и сам купец с роскошной кошкой.



Кошка раньше тоже была замужем, а теперь вдовствует.



Но главная изюминка музейного интерактива называется «В гостях у Дуняши». Дуняша - это прислуга, весьма ловко управляющаяся двухведерными чугунками…



и разного рода мужегонялками хозяйственными принадлежностями.



- Вот скажите, гости дорогие, почему веник в избе вверх прутьями ставят?
- А его кот жрёт!!!
В общем, было реально весело :-)



На этом, собственно, наша культурная программа и закончилась. Но я не был бы сам собой, если бы не закупил в Александрове парочку артефактов в историческом духе… «Ключница водку делала?» - «Ну пусть будет ключница…» А вот теперь реально занавес :-)


ОИРУ, Владимирская Русь

Previous post Next post
Up