Эсминцы типа «Альмиранте»

Dec 19, 2021 12:13

Пара эскадренных миноносцев типа "Альмиранте", построенная британскими верфями для Чили в конце 1950-х годов относится к немногим моим любимым послевоенным кораблям. Долго надеялся, что по ним кто-нибудь напишет что-нибудь большое и интересное, но не судьба. Всё приходится делать самому. В итоге получилась некая компиляция, не претендующая на широту и глубину, но дающая некоторое представление об истории появления этих кораблей и совсем немного по технике.
В основе данного материала - статья Йона Вайза в ежегоднике «Warship» за 2013 год (для желающих углубиться в тему в том же номере было подробное описание 102-мм артиллерийских установок, которыми вооружались эти корабли).



"Альмиранте Уильямс" после ремонта 1964 года - кормовая пара "бофорсов" заменена на пусковые установки ЗРК "Си Кэт"
Все иллюстрации кликабельны


Из всех латиноамериканских стран Чили традиционно имела с Великобританией наиболее тесные связи, берущие начало еще с момента обретения независимости в 1818 году. Королевский флот пользовался безграничным уважением со стороны чилийских морских офицеров, многие из которых обучались в Великобритании и даже служили на борту британских кораблей. В 1946 г. чилийские представители вели переговоры с компанией «Виккерс-Армстронг» на предмет замены устаревших крейсеров. Однако британская сторона выразила готовность передать лишь старый крейсер «Эйджекс», что, вкупе с резко обострившимися разногласиями в отношении будущего антарктических территорий, привело к серьезному охлаждению чилийско-британских отношений в 1949 г.

Тем не менее, опасения, что восточный сосед и традиционный противник Чили - Аргентина - собирается приобрести авианосец и создать мощную морскую авиацию, заставили чилийцев в 1951 году возобновить обсуждение планов по усилению флота, что в конечном итоге привело к выдаче «Виккерс-Армстронгу» заказа на два эскадренных миноносца типа «Альмиранте». Контрактом оговаривалось оснащение кораблей мощной зенитной батареей, способной успешно отражать воздушную угрозу.

Примерно в то же самое время с компанией «Виккерс-Армстронг» был подписан контракт на ремонт чилийского линкора «Альмиранте Латорре» постройки еще Первой мировой войны, который считался ключевым элементом противостояния угрозе со стороны аргентинского надводного флота. В 1951 году на линкоре случилась серьезная авария в машинном отделении, сделавшая его небоеспособным. Изучение последствий аварии показало, что корабль требует отправки в Британию для замены котлов, что кардинально увеличивало необходимые затраты. В конечном итоге чилийцы решили не отправлять «Латорре» на ремонт, хотя это могло сподвигнуть «Виккерс» на ощутимое снижение цены на новые эсминцы. Изменение планов вызвало серьезную задержку окончательного подписания контракта на тип «Альмиранте»; усилия были направлены на сохранение денег за счет урезания некоторых требований по силовой установке и оборудованию, не влияющих на боевую эффективность кораблей в целом.

Предварительное соглашение между сторонами было достигнуто примерно к ноябрю 1953 г., о выдаче заказа объявили в январе 1954 г., однако формально контракт стоимостью 9 млн. ф.ст. подписали только в мае 1955 г.

Первоначально предложенные чилийцам эсминцы можно описать как сочетание корпуса типа «Дэринг» и начинки типа «Бэттл». Все это умещалось в полное водоизмещение 3000 т, что делало их в целом похожими на венесуэльские эсминцы типа «Нуэва Эспарта». Однако между этими двумя типами имелись принципиальные отличия и улучшения, которые, в частности, отражают как тот факт, что тип «Альмиранте» был создан на четыре или пять лет позже венесуэльского аналога, так и статус Чили как более ценного и доверенного покупателя, которому были доступны самые современные технологии.

Основу артиллерийского вооружения составляли четыре одиночных 102-мм автоматических орудий Mk.N(R). Это была первая подобная разработка «Виккерса», предпринятая по частной инициативе после окончания войны и только-только предложенная на экспорт к тому моменту, когда в 1955 г. был представлен проект «Альмиранте». Орудие Mk.N(R) являлось переделкой более ранней армейской модели, и считалось, что мощи его снаряда среднего калибра при прямом попадании или близком разрыве будет достаточно для поражения последних скоростных реактивных самолетов. Орудие имело угол возвышения 75° и дальность стрельбы 11 250 м. Хотя автоматическое орудие имело более высокую скорострельность, чем орудие с ручным заряжанием, возобладало мнение, что для эффективного ведения огня ему будет необходимо водяное охлаждение ствола, ставшее поводом для запрета на его возможное принятие на вооружение Королевского флота. В этой связи интересны замечания, высказанные на слушаниях в Адмиралтействе в 1953 году по поводу будущего зенитной артиллерии. Если начальник Отдела планирования считал, что данный тип вооружения устареет в долгосрочном периоде, то начальник Отдела артиллерии и зенитного вооружения возражал, утверждая, что артиллерия калибра 102 мм и ниже никогда не будет полностью заменена «другими устройствами», разве что управляемыми ракетами.

На начальной стадии проектирования чилийский Морской штаб настаивал на изменении спецификации в сторону улучшения ходовых качеств эсминцев. Сперва «Виккерс-Армстронг» согласился повысить рабочие параметры пара: давление до 46 атм., температуру до 450°С (на выходе из пароперегревателя котла) против первоначально заложенных 31 атм. и 340°С. Это позволяло сравняться по дальности плавания с бывшими американскими эсминцами, которые в это время начали передаваться другим южноамериканским флотам в рамках Программы оборонной взаимопомощи (Mutual Defence Assistance Program - MDAP). Позднее, в том же 1955 году, появилось требование оснастить корабли противолодочными бомбометами «Лимбо». Оно было отвергнуто со ссылкой на то, что эта новая система вооружения только начинала применяться на кораблях Королевского флота и флотов стран Содружества.

Оба эсминца строились на верфи «Виккерс-Армстронг» в Барроу.
«Альмиранте Уильямс» («Almirante Williams», б/н 19) заложен 20 июня 1956 г., спущен на воду 5 мая 1958 г., вошел в строй 26 марта 1960 г.
«Альмиранте Риверос» («Almirante Riveros», б/н 18) заложен 12 апреля 1957 г., спущен на воду 12 декабря 1958 г., вошел в строй 31 декабря 1960 г.




Эскизный проект, датированный маем 1955 г., демонстрирует корабль с решетчатой фок-мачтой, увенчанной антеннами РЛС типа 291 и типа 293. Однако когда в 1960 году эсминцы вошли в строй, они несли закрытые конусообразные мачты вместо решетчатых, присутствовавших в первоначальных вариантах проекта. Они оснащались радарами фирмы «Маркони» последних экспортных образцов: обнаружения воздушных целей типа SNW-10, обнаружения надводных целей типа SNW-20 и управления артиллерийским огнем типа SNG-20 (по одному на каждом из двух директоров главного калибра). Для управления огнем шести 40-мм автоматов «Бофорс» имелось два поста голландской фирмы «Сигнаал» с радарами М44. Корабли имели закрытые мостики, главные командные посты (Operation Room) с закрытой циркуляцией воздуха и специально разработанные системы вентиляции и обогрева, дающие кораблям возможность действовать во всем диапазоне экстремальных температур, свойственных различным районам чилийских прибрежных вод. Иными словами, это были современные, совершенные и надежные корабли.

Во время ремонта на верфи в Талькауано в 1964 г. вместо кормовой пары 40-мм автоматов установили две счетверенных пусковые установки ЗРК «Си Кэт».

В 1971-1975 гг. оба эсминца прошли ремонт и модернизацию в Великобритании, в ходе которой вместо торпедного аппарата были смонтированы четыре пусковые установки ПКР «Экзосет» ММ38, а также два трехтрубных 324-мм противолодочных торпедных аппарата Mk.32. Тогда же было обновлено радиоэлектронное оборудование. В 1980 г. две пусковые установки ПКР «Экзосет» были сняты для установки на эсминцах типа «Аллен М. Самнер», переданных Чили в 1974 году по программе военной помощи.

«Альмиранте Риверос» и «Альмиранте Уильямс» исключены из состава флота в 1995 г.




Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: стандартное 2710 т, полное 3300 т;
длина 122,5 м, ширина 13,1 м, осадка 4,0 м;
2 ТЗА «Parsons-Pametrada», 2 котла «Babcock & Wilcox»;
мощность 54 000 л.с.;
скорость 34,5 уз;
дальность плавания 6000 миль 16-узловым ходом;
вооружение: четыре 102-мм/60 орудия (4×1), шесть 40-мм/60 автоматов (6×1), пять 533-мм торпедных аппаратов (1×5), 2 РБУ «Squid»;
радиоэлектронное вооружение: РЛС «Plessey» AWS-1, «Decca-629», «Marconi» SWN-10, SWW-20, SGR-102, SNG-20, ГАС Type 164B;
экипаж 266 чел. (в т.ч. 17 офицеров).





Два снимка "Альмиранте Ривероса" в Панамском канале в марте 1976 г.



"Альмиранте Уильямс" в камуфляжной окраске, которую почти все корабли ВМС Чили получили в период обострения отношений с Аргентиной в конце 1970-х - начале 1980-х гг.

Можно добавить, что фирма «Торникрофт» предлагала чилийскому флоту свой проект Т1784, являвшийся развитием построенных ей эскортных миноносцев «Брекон» и «Бриссенден» (типа «Хант» подгруппы IV). Он имел корпус с протяженным полубаком и, по выбору заказчика, линейное или эшелонное размещение силовой установки, но при это одну дымовую трубу. При стандартном водоизмещении около 2700 т, длине 114,3 м и ширине 13,1 м корабль оснащался паротурбинной силовой установкой мощностью 60 000 (при линейном размещении) или 54 000 (при эшелонном размещении) л.с., скорость соответственно 33,5 или 33,25 уз. Высота корпуса от коля до главной палубы составляла 6,85 м, до полубака - 9,1 м. Вооружение включало четыре 102-мм орудия Mk.N(R), четыре 40-мм «Бофорса» в одинарных установках, четырехтрубный 533-мм торпедный аппарат и одну РБУ «Сквид». Для управления огнем служили два директора главного калибра и четыре директора STD для зенитных автоматов. Предусматривалась установка РЛС типа 291 и типа 293.

Эсминец проекта Т1784

Не забываем оставлять свои комментарии!

послевоенный период, эсминцы и миноносцы, Латинская Америка

Previous post Next post
Up