Легкий крейсер «Армандо Диас» в Неаполитанской бухте, 23 февраля 1938 г. - на мой взгляд, одна из лучших фотографий этого корабля
В конце февраля 1941 г. активизировалось движение североафриканских конвоев. В течение 23-25 февраля из Неаполя в Триполи отправилось 13 немецких и итальянских транспортов, еще один конвой вышел в обратном направлении. Для прикрытия конвоев утром 24 февраля 1941 г. в море вышла 4-я дивизия крейсеров в составе «Банде Нере», «Диаса» и эсминцев «Аскари» и «Кораццьере». До заката корабли двигались переменными курсами в 4-6 милях впереди конвоя, а в 02:00, пройдя широту о-ва Керкенна, перестроились в кильватерную колонну - «Кораццьере», «Банде Нере», «Диас», «Аскари» - и, чтобы не отрываться от тихоходных транспортов, снизили скорость до 13,5 уз.
Рапорт командира дивизии контр-адмирала Маренко ди Мориондо так описывает дальнейшие события:
«Видимость была очень плохой и продолжала ухудшаться по мере того, как мы продвигались к югу; ночь безлунная, море спокойное, безветренно. Как следует из рапортов командиров «Кораццьере» и «Аскари», в 03:43 25 февраля 1941 г. «Диас» был поражен из-под воды. Были слышны два разрыва, сопровождавшихся вспышкой прямо над «Диасом», а затем сильный взрыв с выбросом раскаленных осколков. «Диас» в этот момент находился точно за кормой «Банде Нере» на расстоянии около 600 метров.
После взрыва «Банде Нере» увеличил скорость и повернул налево, двигаясь зигзагом на некотором удалении от опасной зоны, в которой были видны очаги пожара, освещающие высокий столб дыма, поднимавшийся над «Диасом». Пожар постепенно снижал интенсивность и полностью прекратился с затоплением корабля, которое произошло в 03:49.
«Аскари», находившийся за кормой «Диаса», увеличил скорость и обнаружил прямо по курсу след торпеды (в 03:43), а затем широкое пятно возмущенной воды с пузырями воздуха (в 03:46), которое счел местом погружения подводной лодки и сбросил туда сначала шесть, а затем еще четыре глубинных бомбы (в 03:50)».
Роковой удар по «Диасу» нанесла британская подводная лодка «Апрайт». По докладу ее командира, лейтенанта Нормана, было выпущено две торпеды из надводного положения, которые поразили крейсер почти одновременно: одна - под носовую надстройку, вторая - чуть ближе к корме. Аналогичную картину рисует и рапорт Маренко ди Мориондо:
- «Диас» был поражен двумя [торпедами], которые стали причиной взрыва носового погреба и функционирующих котлов №3 и №4 (котлы №1 и №2 были погашены);
- взрывы стали причиной падения носового тетрапода;
- мостик и носовая надстройка буквально взлетели на воздух...;
- «Диас» затонул носом с креном на левый борт за 5-6 минут, в последний момент винты вышли из воды;
- в месте его гибели по поверхности воды разлилось большое количество нефти».
У находившихся в носовой части крейсера шансов уцелеть практически не было. На своих постах погибли командир корабля капитан 1 ранга Франческо Маццола, старший помощник капитан 2 ранга Майнардо де Нардис и старший механик Эудженио Дамиано.
Эсминцы преследовали субмарину до 04:25, после чего «Аскари» вернулся к месту трагедии для спасения уцелевших и поднял из воды 144 человека, в том числе 14 офицеров. С рассветом к спасательной операции присоединился «Кораццьере», но ему удалось выловить только троих - последних оставшихся в живых. По официальным данным, на крейсере погибло 464 человека, включая 13 офицеров, 62 старшин, 3 военнослужащих военно-воздушных сил и 7 членов военизированных формирований. «Банде Нере» и эсминцы со спасенными вернулись в Палермо 26 февраля.
В 1956 г. миланское общество «Микопери», специализирующееся на спасательных и судоподъемных работах, обнаружило остов «Армандо Диаса» в 60 милях от Сфакса (34°33’ с.ш., 11°45’ в.д.) на глубине 45-50 м. Корабль лежал на левом борту, носовая часть до фок-мачты полностью разрушена, но кормовая казалась почти нетронутой (из чего можно сделать вывод, что взрыва котлов все же не было), а обе носовые башни были найдены примерно в 150 метрах в стороне.