Итальянские эсминцы (12): тип «Поэрио»

May 22, 2021 14:19

Обособленным направлением развития итальянских эскадренных миноносцев стал класс легких скаутов (esploratori leggeri). В литературе их чаще всего называют лидерами, что, в общем-то, неверно. Они иногда выступали в роли лидеров отрядов обычных эсминцев, но чаще всего действовали в составе дивизионов однотипных единиц.

Начало данному классу было положено Королевским декретом от 4 июня 1914 г., согласно которому в легкие скауты зачислялись три больших эскадренных миноносца, строившиеся на верфи «Ансальдо» в Генуе по контракту от 21 мая 1913 г. - «Алессандро Поэрио», «Гульелмо Пепе» и «Чезаре Россарол». Все корабли получили наименования в честь неаполитанцев - героев обороны Венеции в 1848 г.


"Пепе" на испытаниях в районе Генуи, 21 июля 1915 г.
Обратите внимание на два двухтрубных торпедных аппарата, размещенные вдоль правого борта

Проект разработали специалисты фирмы «Ансальдо» на основе строившегося для Португалии эскадренного миноносца «Лиз», в свою очередь, спроектированного на базе эсминцев типа «Берсальере». Водоизмещение «Поэрио»  возросло еще больше: по проекту, полное составляло 1150 т, однако в действительности достигало 1235 т.

Необычной особенностью являлось применение якорей Адмиралтейского типа - этот рудимент серьезно усложнял процедуру постановки на якорь и снятия с него.

Силовая установка состояла из двух паровых турбин системы Парсонса и трех паровых котлов Ярроу (рабочее давление пара 17,5 атм.). Она занимала четыре отсека: первый котел размещался в носовом котельном отделении, два других - в кормовом; турбины находились в индивидуальных машинных отделениях, носовая работала на левый вал, кормовая - на правый.

Проектная мощность 24 000 л.с. должна была обеспечить 30-узловой полный ход. Тем самым ожидалось, что, обладая превосходством в скорости по отношению к австрийским быстроходным крейсерам, они смогут легко уклониться от встречи с ними, а равенство в калибре артиллерии позволит в случае необходимости вести с ними бой не без шансов на успех.

Ввиду обстоятельств военного времени испытания проводились по сокращенной программе и состояли из одного 6-часового пробега на полном ходу. Испытание «Поэрио» пришлось прервать на четвертом часу из-за аварии нефтепровода, и впоследствии его не повторяли. Корабль был принят флотом с результатом 32,29 уз при водоизмещении 943 т. «Россарол» и «Пепе» показали 31,5 и 32,6 уз при водоизмещении 1010 и 997 т. Во время войны все они без проблем развивали 30 узлов.

Итальянские легкие скауты на протяжении своей службы неоднократно подвергались перевооружениям, и корабли типа «Поэрио» не стали исключением. Будучи, по первоначальному проекту, эсминцами, они вооружались четырьмя 102-мм/35 орудиями (два из них стояли на носу и на корме, еще два - на верхней палубе за срезом полубака) и четырьмя же двухтрубными 450-мм торпедными аппаратами, располагавшимися побортно. На испытания все корабли выходили именно с таким составом вооружения, однако к моменту вступления в строй или вскоре после этого два торпедных аппарата были заменены на два дополнительных 102-мм орудия.

В 1916 г. на «Пепе» установили две 76-мм/40 зенитных пушки, которые, однако, почти сразу были сняты.
В 1917 г. все три корабля получили по два 40-мм/39 автомата «Виккерс-Терни»: один из них устанавливался на полубаке, между носовым орудием и мостиком, второй - сразу за грот-мачтой.



"Чезаре Россарол" после изменения состава вооружения. Хорошо видно 102-мм орудие на прежней позиции носового торпедного аппарата, а также 40-мм автомат между носовым орудием и мостиком. Обратите внимание на якорь Адмиралтейского типа!

На рубеже 1917-1918 гг. старые 102-мм/35 орудия были заменены на новые 102-мм/45. При этом «Пепе» и «Россарол» получили по шесть орудий, которые устанавливались на прежние места, а «Поэрио» всего пять: два - побортно на полубаке, два - побортно в средней части, напротив торпедных аппаратов, одно - на юте; на позиции за срезом полубака на нем перенесли 40-мм автоматы.

По результатам использования в годы войны легкие скауты типа «Поэрио» характеризовались как корабли, «очень ценные для боевых действий на Адриатике» и «не имевшие заметных недостатков», однако к ее окончанию «стандартные» итальянские эсминцы практически сравнялись с ними по вооружению, что и стало основной причиной их переклассификации в эскадренные миноносцы 1 июля 1921 г.

regia marina, итальянские эсминцы

Previous post Next post
Up