40-й танковый батальон

Jan 16, 2021 13:36


Готовя к намечавшемуся переизданию книгу о Норвежской кампании, собирался включить в нее материал о 40-м танковом батальоне. Поскольку переиздание не состоялось, а шансы на это пренебрежимо малы, представляю материал тут - авось, кому-то окажется полезным. Замечания приветствуются.

40-й танковый батальон особого назначения (Pz.Abt. zbV. 40) был сформирован на базе Путлосс в Шлезвиге специально для участия в операции «Везерюбунг». Датой создания батальона считается 8 марта 1940 г. Командовал батальоном подполковник Фольксхайм.

Батальон состоял из штаба и трех рот. Первая рота была взята из 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии, вторая рота - из 36-го танкового полка 4-й танковой дивизии, третья рота - из 15-го танкового полка 5-й танковой дивизии. Штаб батальона, согласно записи в дневнике начальника генерального штаба генерала Ф. Гальдера, набирался в танковом училище.

Согласно штату, штаб батальона располагал тремя легкими танками Pz.I и тремя командирскими танками kl.Pz.Bef.Wg. Каждая рота состояла из штаба (один Pz.I, два Pz.II и один Pz.Bef.Wg) и четырех взводов, три из которых имели по четыре легких танка Pz.I, а четвертый - пять легких танков Pz.II.

Таким образом, по состоянию на 9 апреля 1940 г. в 40-м танковом батальоне особого назначения имелось 69 танков, в том числе:
42 легких Pz.Kpfw.I Ausf.A и В;
21 легкий Pz.Kpfw.II Ausf.C;
6 командирских kl.Pz.Bef.Wg.

В первый день операции штаб батальона вместе с 1-й и 2-й ротами выдвинулись с исходных позиций в Шлезвиге и в составе боевых порядков 170-й пехотной дивизии вступили на территорию Дании. 3./Pz.Abt. 40 была направлена в Норвегию на транспортах «Антарес» и «Урунди», однако вечером 10 апреля «Антарес» был торпедирован британской подводной лодкой и затонул почти со всей техникой роты (1 командирский танк, 12 Pz.I и 6 Pz.II).



Pz.I и kl.Pz.Bef.Wg на улице Копенгагена, 9 апреля 1940 г.


Тяжелый танк NbFz на борту грузового судна по пути в Норвегию. На пулеметной башенке видна надпись со словами "Ольденбург" и "Путлосс"

Согласно отчету, датированному 24 апреля, подразделения батальона были распределены следующим образом:
- 1-я рота под командованием капитана фон Бурстина была придана группе полковника Фишера. В составе роты числилось двенадцать Pz.I, пять Pz.II, один NbFz. и два Pz.Bef.Wg.
- взвод обер-лейтенанта Пройсса в составе двух NbFz, трех Pz.I, трех Pz.II и одного Pz.Bef.Wg. поддерживал 196-ю пехотную дивизию генерал-майора Пелленгара.
- 2-я рота капитана Тёльке оставалась в Осло с пятью Pz.I и тремя Pz.II, но один из ее взводов под командованием обер-лейтенанта Райбига (один Pz.II и четыре Pz.I) был направлен в Ставангер.
- 3-я рота капитана Нидрика (шесть Pz.II, пять Pz.I и один Pz.Bef.Wg) действовала совместно со 163-й пехотной дивизией генерал-майора Энгельбрехта.

Таким образом, на указанную дату в составе батальона числилось 54 танка:
3 тяжелых NbFz;
29 легких Pz.Kpfw.I;
18 легких Pz.Kpfw.II;
4 командирских kl.Pz.Bef.Wg.

Потери 40-го танкового батальона в ходе боевых действий составили 11 машин (один NbFz, два Pz.II и восемь Pz.I), большинство из них - по техническим причинам. В частности, NbFz был взорван собственным экипажем после того, как увяз в болоте около Лиллехаммера, а вытащить его не было никакой возможности.

Для восполнения потерь 25 апреля батальон получил три дополнительных взвода (один на Pz.II и два на Pz.I). Имеются данные, согласно которым в конце апреля в Норвегию было переброшено от 7 до 10 средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.D и F, приданных 1./Pz.Abt. 40.







Легкие танки Pz.I во время боев в Норвегии

По результатам кампании командир батальона подполковник Фольксхайм составил подробный отчет, в котором обобщил опыт и уроки, полученные в Норвегии. Ниже приводятся отдельные выдержки из этого отчета, характеризующие проблемы использования танков в сложных горных условиях.
Возможности использования танков в горах ограничиваются как состоянием местности и дорог, так и погодными условиями и временем года. Глубокий снег, обрывистые горные склоны, густые леса, скалистые и болотистые участки со всех сторон представляли собой не самые лучшие для танков участки местности.  Крутые откосы, многочисленные расщелины, обледенелые дороги или покрытые грязью проселки, а также частые туманы или снегопады серьезно снижали скорость продвижения. Использовать танки на бездорожье можно только летом, да и то очень ограничено.

Применение в Норвегии явственно показало возможность использования танков как для обеспечения необходимой поддержки пехотным частям, так и для других обычных задач. Местность, дороги и погодные условия во многом благоприятствовали оборонявшимся. Используя различные заграждения (завалы на дорогах, поваленные деревья, валуны, взорванные мосты), противник легко мог задержать продвижение танков. Эти барьеры могли создаваться на обеих сторонах дорог. Поэтому для танков было необходимо сопровождение из саперных и пехотных подразделений, которые разбирали эти заграждения под прикрытием огня танков, тяжелого пехотного оружия и артиллерии. Наилучшим образом для выполнения таких задач подходили мотоциклисты и моторизованные саперные подразделения, которые могли сопровождать танки постоянно.

Бои у заграждений продемонстрировали высокую эффективность Pz.Kpfw.II и их главного вооружения - 2-см KwK. Когда заграждения защищались противотанковыми орудиями и артиллерией, 2-см танковая пушка была наиболее эффективным оружием для противодействия им. Под прикрытием огня танков многие заграждения быстро преодолевались пехотой.





Легкие танки Pz.II во время боев в Центральной Норвегии, апрель-май 1940 г.

Когда оборонявшиеся оборудовали свои позиции на горах, и могли держать все подступы под огнем, танки оказывались единственным эффективным средством противодействия. Защищенные броней, они могли приблизиться на близкую дистанцию и не позволить укрывающимся за камнями пулеметчикам или снайперам вести прицельный огонь. Иногда такие позиции вообще не могли быть точно обнаружены, и тогда танки вели плотный огонь по склонам, что часто заставляло врага покидать свои укрытия.

Опыт применения NbFz показал, что тяжелые танки также могут использоваться в горах с исключительным успехом. Эти машины проходили даже по тем мостам, которые по официальной классификации выдерживали не более 5 тонн, а также преодолевали участки местности, считавшиеся непроходимыми. В большинстве случаев, где применялись NbFz, артиллерия не могла вовремя занять позиции, но эти танки продемонстрировали способность заменять артиллерию. Эффективность 2﷓см KwK была неплохой, но 7,5﷓см снаряды оказывали разрушительный эффект везде, куда попадали. Даже в сражениях в горах со сложными дорогами, бездорожьем и низкой пропускной способностью мостов применение NbFz было вполне возможным, а их разрушительный эффект быстро позволял добиваться успеха.

Все установленное на танках вооружение не имело достаточного для боев в горах угла возвышения. Часто противник, занимавший горные склоны, не мог быть подвергнут эффективному огневому воздействию. Pz.Kpfw. I и II не могли одновременно вести фронтальный и боковой огонь. Когда им было необходимо обстреливать неприятеля, укрывавшегося впереди за завалами, пулеметчики, занимавшие позиции на склонах, прижимали к земле наших пехотинцев. В этих ситуациях многобашенные NbFz оказывались особенно ценными.

Ремонтный взвод батальона был развернут в Хамаре. Поврежденные танки направлялись туда или ремонтировались на месте посредством подвижных ремонтных групп. Несколько танков было подвергнуто частичной разборке, с них снимались запасные части для восстановления других машин, чтобы поддерживать число боеспособных танков на максимально возможном уровне. Чтобы избежать этого, необходимо обеспечить постоянное наличие запасных частей (траков, тормозных лент, катков, моторов). Технические неполадки всегда растут по мере увеличения длины пройденного пути. Например, танковое подразделение, посланное в Тронхейм, прибыло на место, не имея ни одного боеспособного танка.



Все три тяжелых танка NbFz в Осло, апрель 1940 г.






Тяжелые танки NbFz в Осло, апрель 1940 г. Несмотря на то, что в операции участвовало всего три танка данного типа, фотографы из подразделений пропаганды так любили их снимать, что фотографий этих машин больше, чем всех остальных вместе взятых.




Два снимка NbFz во время боев за городок Ринг, 21 апреля 1940 г.




Еще две фотографии NbFz, сделанные во время боевых действий


NbFz на улице норвежского города Хамар, апрель-май 1940 г.


Пара NbFz в Дании в 1941-1942 гг., после вывода из Норвегии. На башне ближнего танка видна надпись в память о фельдфебеле Фаульхабере, погибшем в бою 27 апреля 1940 г.


"Великан и лилипут": NbFz нрядом с трофейной танкеткой Renault UE

После окончания Норвежской кампании 40-й танковый батальон специального назначения был расквартирован в крепости Акерсхус в Осло, а зимой 1941-1942 г. переброшен в Финляндию для участия в операциях на Восточном фронте. В 1943 г. батальон влился в состав 25-й танковой дивизии и был официально расформирован.


Pz.III Ausf.D из состава 40-го танкового батальона в Новегии. Утверждается, что в 1940 году

Вторая мировая война, Норвежская кампания, танки

Previous post Next post
Up