Благодаря неутомимой энергии наших интернет-пиратов ознакомился с книгой британского автора Дэвида Рэгга "Боевые адмиралы Второй мировой войны"
Не могу не поделиться впечатлениями. Тем более, что интересно было сравнить эту книгу со сборником "Великие адмиралы" в переводе Александра Больных, изданном уже много лет назад в "АСТ". Правда, там были адмиралы разных эпох, тут - одной, но не суть.
В книге представлены биографические рассказы о 23 адмиралах семи разных флотов, командовавших во время Второй мировой войны - в порядке оглавления:
американцы Джек Флэтчер, Уильям Хэлси, Эрнест Кинг, Честер Нимиц, Раймонд Спрюэнс;
британцы Эндрю Браун Каннингхэм, Брюс Фрэйзер, Макс Хортон, Дадли Паунд, Бертрам Рамсей, Джеймс Сомервилл, Джон Тови;
голландец Карел Доорман;
француз Жан Дарлан;
немцы Карл Дёниц и Эрих Редер;
итальянец Артуро Риккарди;
японцы Минети Кога, Нобутакэ Кондо, Тюити Нагумо, Дзисабуро Одзава, Соэму Тоёда, Исороку Ямамото.
Каждому из них посвящено по главе, еще по отдельной главе предваряет рассказ о каждом флоте.
Названия глав порой просто залихватские. Например, глава о Хэлси называется "Бык в посудной лавке" (в оригинале "A 'Bull' in a China Shop"), о Нимице - "Заставший Пёрл-Харбор в слезах", о Флэтчере - "Сверхосторожный или просто невезучий", о Хортоне - "Браконьер, ставший егерем", о Паунде - "Дремлющий на совещаниях", о Дёнице - "Адвокат неограниченной подводной войны" (казалось бы, причем тут адвокат?), о Риккарди - "Новая метла", о Кога - "Сверхосторожный командующий" (тут автор повторяется), о Нагумо - "Укравший поражение из пасти победы", о Кондо - "Самый успешный японский командующий в море". Пожалуй, самое громкое название у главы про Рамсея - "Адмирал, эвакуировавший британскую армию из Франции и доставивший ее обратно".
Первое, что бросается в глаза даже при просмотре оглавления, это очень странный выбор персонажей. Казалось бы, если ты назвал книгу "Боевые адмиралы...", то и пиши о тех, кто командовал соединениями кораблей в море. Мне совершенно не понятно, с чего тут взялись Кинг, Паунд, Дарлан, Редер или Риккарди, в море вообще не выходившие. Да и Хортом с Рамсеем, впрочем, как и Нимиц с Дёницем, прославились как организаторы, а не боевые командиры. Про Дарлана автор сам пишет: "Качества Дарлана как боевого адмирала невозможно оценить, так как он никогда не командовал флотом в море в боевых условиях". Включение в эту компанию Доормана выглядит натягиванием совы на глобус. Понятно, что он самый прославленный голландский адмирал, просто за неимением альтернатив, но всего-лишь контр-адмирал, командир небольшой оперативной группы. Почему тогда, к примеру, нет Вайена?
Второй недостаток книги - это ее поверхностность. Автор излагает основные вехи биографии своих героев, при этом порой углубляется в детали морских сражений, в которых они участвовали, однако я так и не понял, зачем он это делает, ибо никаких выводов о стиле командования данных первонажей или их личном вкладе к победу/поражение, по большому счету, не делается. Иными словами, имеем очередную биографию героя без показа собственно героя, что превращает биографическую книгу в бессмыслицу.
Впрочем, при отсутствии других биографий эта сошла бы если не за торт, то хотя бы за печеньку, если бы не третий недостаток: главы очень неравномерны. Если Каннингхэму и Нагумо отведено по 12 страниц, Хэлси - 11, а Нимицу - 9, то Доорману и Риккарди - чуть более одной. Тут не то, что выводов, даже описания основных этапов карьеры дать невозможно (да их и нет).
В общем, книга оставила, скорее, разочаровывающее впечатление. Отдельные любопытные факты из нее почерпнуть можно, но до настоящего биографического исследования (типа
такого) ей, как до Луны пешком.
В заключение обзора приведу несколько таких моментов из книги, показавшихся мне любопытными.
Так, про адмирала Кинга автор пишет, что он являлся самым нелюбимым из военных лидеров союзников - "только лидер Свободной Франции генерал Шарль де Голль, возможно, имел больше врагов".
Каннонгхэм командовал эсминцем "Скорпион" с 1911 по 1918 год - семь лет непрерывно одним кораблем! Это редчайший случай не только для Королевского, но и для любого другого флота.
В 1943 году Черчилль, имевший тёрки с адмиралом Каннингхэмом, предлагал на пост Первого Морского лорда адмирала Фрейзера, но тот отказался со словами "я имею доверие только своего флота [Метрополии], а Каннингхэм - всего Королевского флота" (в оригинале присутствует не передаваемая на русский игра слов Fleet и Navy).
Адмирал Хортон перенес свой штаб из английской глубинки в пригород Лондона, так как рядом располагалось отличное поле для гольфа, и он, как заядлый игрок, играл на нем каждый день на протяжении всей войны, чем очень любил хвастать.
Сомервилл еще в начале Первой мировой войны считался лучшим на флоте специалистом по радиосвязи и именно по этой причине был направлен под Галлиполи. В 1939 году у него нашли туберкулез, в связи с чем отправили в отставку, однако диагноз оказался ложным... а дальше вы сами знаете.
После эпизода с "Бисмарком" адмирал Тови приложил массу усилий, чтобы не допустить суда над контр-адмиралом Уэйк-Уокером и кэптеном Личем, которых обвиняли в уклонении от дальшейшего боя после гибели "Худа".