Самой большой и мощной итальянской канонерской лодкой Второй мировой войны являлась "Каттаро".
Да-да, это бывший германский бронепалубный крейсер "Ниобе", вошедший в строй в 1900 году.
По Версальскому договору сохранен в составе германского флота, но 24.6.1925 продан Югославии и переименован в "Далмацию". В 1925-1926 гг. перестроен на верфи “Deutsche Werke” в Киле, в 1926-1927 гг. перевооружен артиллерией фирмы “Skoda”, получив шесть 83,5-мм/55 универсальных орудий, четыре 47-мм/44 пушки на станках для зенитной стрельбы и два 15-мм пулемета. Являлся флагманом югославского флота, исплльзовался в качестве учебно-артиллерийского корабля.
В апреле 1941 г. захвачен германскими войсками в Которской бухте, 17.04.1941 передан итальянцам и вошел в состав итальянского флота в качестве канонерской лодки под наименованием "Каттаро" ("Cattaro"). Итальянцы усилили вооружение несколькими (по разным сведениям, четыре или шесть) 20-мм автоматами "Бреда".
Корабль имел следующие тактико-технические характеристики:
- водоизмещение: 2360 т;
- длина 104,4 м, ширина 12,2 м, осадка 5,2 м;
- 8 котлов Шульца-Торникрофта, две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения мощностью 8000 инд.л.с.;
- скорость 16 уз;
- запас угля 580 т;
- дальность плавания 4000 миль 10-узловым ходом;
- бронирование: палуба 20 мм (скосы 50 мм), боевая рубка 80 мм;
- вооружение: шесть 83,5-мм/55 орудий, четыре 47-мм/44 пушки, четыре-шесть 20-мм автоматов "Бреда";
- мог принимать на борт до 12 мин;
- экипаж около 300 чел.
Внешний вид канонерской лодки "Каттаро" на момент ввода в состав итальянского флота, апрель 1941 г.
В 1941-1943 гг. служил на Адриатике в качестве эскортного и учебно-артиллерийского корабля, участвовал в контрпартизанских операциях, использовался как корабль-мишень для тренировок экипажей торпедоносцев и подводных лодок (в Школе подводного плавания в Поле).
Уникальный цветной фотоснимок "Каттаро", сделанный в 1942 г.
Канонерская лодка "Каттаро" и миноносец "Аудаче" у далматинского побережья
К моменту заключения перемирия с западными союзниками находился на ремонте в Поле с сокращенным экипажем, где 11.09.1943 был захвачен германскими войсками. Первоначально предполагалось передать корабль ВМС Хорватии под названием “Зента” или “Зням”, но 6.12.1943 он был переименован в “Ниобе” и вошел в строй германского флота в качестве корабля ПВО (Flakschiff), хотя частично был укомплектован хорватским экипажем.
19.12.1943 “Ниобе” сел на мель у о. Силба и 22.12.1943 уничтожен торпедами британских торпедных катеров МТВ-298 и МТВ-276.
Можно добавить, что в составе Кригсмарине "Ниобе" сохранял итальянский камуфляж с добавлением "балочного креста" у среза полубака.
Корабль ПВО "Ниобе" (бывший "Каттаро", бывший "Далмация", бывший "Ниобе"), конец 1943 г.